Квест "Что таит в себе снег"

Объект исследования. Фото И. Шулаков
Объект исследования. Фото И. Шулаков

26 февраля на базе Волгатеха состоялась муниципальная поисково-исследовательская игра «Открой свой город заново». В этом году впервые она проводилась в зимних условиях и с использованием элементов дистанционных образовательных технологий.

Организаторами мероприятия выступили Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», МОУДО «Детско-юношеский центр «Азимут» г. Йошкар-Олы», Поволжский государственный технологический университет и Молодежный клуб Русского географического общества Волгатеха.

Команды школ города прибыли в университет к 9 часам субботнего утра. Каждой из них была предоставлена отдельная аудитория, оборудованная техникой для подключения к видеоконференции. Игру из «командного пункта» открыл методист ДЮЦ «Азимут» Людмила Глушкова, которая отметила лабораторную базу и возможности Волгатеха для проведения разнообразных исследовательских заданий и мини-проектов.

s8wusftxz0a6pl321d6hlxenzi1nrf7y.jpg

Открытие игры по ВКС-связи. Скриншот с видеоконференции
Открытие игры по ВКС-связи. Скриншот с видеоконференции

После жеребьевки в «прямом» эфире заведующий кафедрой экологии, почвоведения и природопользования, председатель Отделения РГО в Республике Марий Эл, Евгений Гончаров поставил перед командами исследовательскую задачу - оценить влияние факторов городской среды на состояние снежного покрова на своем участке Йошкар-Олы. Каждая команда получила свой пакет с заданием и комплект оборудования.
Перед началом испытания ребята распределили функциональные роли членов команды: «химику» нужно было отобрать пробу снега и исследовать ее физические и химические свойства, «экологи» должны были провести учет автотранспорта и оценить ситуацию на участке исследования, «информатикам» - познакомиться в ходе мастер-класса по ВКС-связи с инструментами ГИС, данными дистанционного зондирования, архивными базами метеонаблюдений и программой расчета выбросов загрязняющих веществ  от автотранспорта. После выполнения индивидуальных задач команда должна была воссоединиться в своей аудитории и подготовить проект-отчет о выполнении задания. И на все это им было дано 3,5 часа…

lloea2nybt9dvyo6yv1mmwps6wbx3wmq.jpg

Учет автотранспорта. Фото К. Осипова
Учет автотранспорта. Фото К. Осипова

Для усиления команд в их состав были включены студенты-вожатые – активисты Молодежного клуба РГО Волгатеха.
Благодаря совместной работе студентов, учащихся и педагогов школ удалось выполнить, казалось, невыполнимое: в соответствии с картой выйти на объект исследования, оценить в «полевых условиях» интенсивность и качественный состав потоков автотранспорта, отобрать пробы (керны) снега, определить физические свойства (высоту и плотность) снежного покрова, получить усредненную пробу снега; в лабораторных условиях – определить химические свойства (кислотность, жесткость, ионный состав) талой воды, рассчитать выбросы автотранспорта, установить связи загрязнения воздуха автотранспортом и применения песчано-солевых смесей на свойства снега, предположить влияние химического загрязнения снежного покрова на почвы, растительность, поверхностные и грунтовые воды, предложить рекомендации по снижению негативного воздействия городских факторов на снег и, наконец, красочно оформить презентацию.

bgu6aerfa07o0z61ixhag1b94gg3ia9b.jpg

Химический анализ в лаборатории. Фото Е. Гончаров
Химический анализ в лаборатории. Фото Е. Гончаров

Нельзя не сказать и про результаты исследований: установлены различия участков исследования как по интенсивности движения автотранспорта, количественному и качественному составу выбросов от автотранспорта (выявлены проблемные «автомобильные» загрязняющие вещества – оксиды азота и сажа), так и по химическим свойствам талой воды (при ПДК хлоридов 300,0 мг/л значения на улицах города менялись от 20 до 260 мг/л, а на некоторых участках выявлены превышения ПДК нитритов (0,08 мг/л)).
В отличие от традиционных индивидуальных проектов научных конференций, где представляются узкоспециализированные проекты – все участники игры прошли цикл исследования общей проблемы: от обоснования актуальности, постановки цели и задач, освоения методик получения и обработки информации до разработки конкретных практических рекомендаций.

335l0t6eph0xrv82430ve26f32dgv65x.jpg

Защита проектов. Скриншот с видеоконференции
Защита проектов. Скриншот с видеоконференции

На финише игры команды показали следующие результаты:
Диплом I степени – команда МБОУ «СОШ № 19 г. Йошкар-Олы с углублённым изучением отдельных предметов»;
Диплом II степени – команда МБОУ «СОШ № 9 г. Йошкар-Олы»;
Диплом II степени – команда МБОУ «СОШ № 15 г. Йошкар-Олы»;
Диплом II степени – команда МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»;
Диплом III степени – команда ДЮЦ «Азимут»;
Диплом III степени – команда ДЮЦ «Роза ветров»;
Диплом III степени – команда МБОУ «СОШ № 21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы».

Отработанная технология игры с применением видеоконференцсвязи позволит проводить следующие игры и мастер-классы на объектах в окрестностях школ, тем самым расширив географию участников за пределы Йошкар-Олы.

Все участники получили массу эмоций, новые знания, памятные сувениры от Волгатеха и Отделения РГО в Республике Марий Эл, а призеры – подарки от ДЮЦ «Азимут».