Легендарный "Борт Тюрикова" начали реставрировать в Новосибирске

Идёт тщательная очистка деталей. Фото предоставлено компанией "Геликоптер"

Команда новосибирских реставраторов приступила к восстановлению самолёта "Дуглас" С-47 DL (Л-1204), эвакуированного в 2016–2017 годах экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества из таймырской тундры. Через два года легендарный "Борт Тюрикова" должен стать частью экспозиции будущего Парка-музея освоения Севера на историческом острове Молокова в Красноярске.

Сейчас воздушное судно находится в специальном ангаре аэродрома Мочище в Новосибирске. Реставрацией занимаются настоящие профессионалы из компании "Геликоптер", ранее восстанавливавшие самолёты По-2, Як-12, Ил-14 и вертолёты Ми-1, Ка-26 и Ми-6. 

Сначала команда из пяти человек очистит внешнюю и внутреннюю поверхности фюзеляжа от краски и загрязнений. Вторым этапом работ станет так называемая дефектовка — оценка повреждений каждой детали. Ожидается, что реставрация в Новосибирске займёт до двух лет. После этого "Борт Тюрикова" вернётся в Красноярск. В течение всего этого времени Красноярское краевое отделение РГО будет помогать своим новосибирским коллегам в восстановлении самолёта. 

d97374c4-42b6-457b-8f4d-47ee7a95ddbf.jpg

Первый этап реставрации. Фото предоставлено компанией "Геликоптер"

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас" С-47 DL (Л-1204), который во время Великой Отечественной войны перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд-лиза. В 1947 году воздушное судно совершило аварийную посадку в Красноярском крае, в 180 километрах севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Он сам и часть экипажа отправились за подмогой и трагически погибли. Оставшиеся у самолёта три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.

"Героизм командира экипажа Максима Тюрикова и бортрадиста Алексея Смирнова, которые после аварийной посадки пожертвовали своими жизнями ради спасения людей, заслуживает особой памяти потомков. Хочу отметить и сказать большое спасибо компании "Роснефть" и лично Игорю Ивановичу Сечину за поддержку в реставрации самолёта", — отметил председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. 

duglas-v-tundre.jpg

"Борт Тюрикова" в тундре. Фото: Семен Алексеев

Аналогов подобной операции ещё не было в современной истории России. В результате слаженных действий участников экспедиции в 2016 году в Красноярск вывезли сам самолёт, год спустя — его крылья. Также в архивах удалось собрать уникальные материалы о героической истории, были найдены родственники экипажа и пассажиров.

В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко лично вручил Президент Российской Федерации, Председатель Попечительского Совета Русского географического общества Владимир Путин.

Краевое отделение РГО обеспечило сохранение и консервацию самолёта и его элементов. Были проведены предварительная очистка, дезактивация, разборка и сортировка обломков, составлена дефектная ведомость по всем основным узлам, организована полная инвентаризация всех деталей, куплена оригинальная техническая документация, разработаны техническое задание и план реставрации. 

img-6699.jpg

Установка фюзеляжа самолёта на грузовой автомобиль. Фото Красноярского краевого отделения РГО

Своими силами в Красноярске удалось восстановить блок радиооборудования, два колеса основного шасси самолёта и вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке. Для полной реставрации 16 декабря 2021 года "Дуглас" отправили в Новосибирск.