Легендарный "Борт Тюрикова" отправился на реставрацию

Установка фюзеляжа самолёта на грузовой автомобиль. Фото Красноярского краевого отделения РГО

Легендарный самолёт С-47 DL "Дуглас" (СССР Л-1204) "Борт Тюрикова", эвакуированный в 2016–2017 годах экспедицией Красноярского краевого отделения Русского географического общества в Красноярск из таймырской тундры, 16 декабря отправился на реставрацию в Новосибирск. Планируется, что в дальнейшем он станет частью музейной экспозиции будущего Парка-музея освоения Севера на историческом острове Молокова.

"Жители Красноярского края очень внимательно следят за событиями, связанными с "Бортом Тюрикова" и судьбой острова Молокова в Красноярске. Планируется, что "Дуглас" и станет одним из экспонатов будущего Парка-музея освоения Севера на историческом острове. Большое спасибо за активное участие губернатору Красноярского края, председателю Попечительского совета Красноярского краевого отделения РГО Александру Викторовичу Уссу и компании "Роснефть", лично Игорю Ивановичу Сечину за финансовую поддержку в реставрации самолёта", — подчеркнул председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко.

736d4216-e450-4bcd-8c87-27f3e1e7d99b_1.jpg

Игорь Спириденко комментирует мероприятие для СМИ. Фото Красноярского краевого отделения РГО

Проект "Борт Тюрикова. Возвращение" — масштабная международная экспедиция по эвакуации из таймырской тундры уникального самолёта "Дуглас С-47", который во время Великой Отечественной войны перегнали по трассе Алсиб в СССР из США в рамках программы ленд-лиза. В 1947 году "Дуглас" совершил аварийную посадку на севере Красноярского края, в 180 километрах севернее посёлка Волочанка. Командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех людей, находившихся на борту. Сам Тюриков и часть экипажа отправились за подмогой и трагически погибли. Оставшиеся у самолёта люди три недели выживали в суровых условиях Крайнего Севера и дождались помощи.

Аналогов подобной операции в истории России ещё не было. Руководил работами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко. В результате слаженных действий участников экспедиции в 2016 году в Красноярск был эвакуирован сам самолёт, год спустя — его крылья.

Также в архивах удалось собрать уникальные материалы о героической истории спасения, найдены родственники экипажа и пассажиров.

img_6598.jpg

Крыло "Дугласа". Фото Красноярского краевого отделения РГО

В 2018 году проект стал победителем Премии Русского географического общества в номинации "Лучшая экспедиция по России". Премию РГО руководителю экспедиции Игорю Спириденко лично вручил Президент Российской Федерации, Председатель Попечительского Совета Русского географического общества Владимир Путин.

Краевое отделение РГО обеспечило сохранение, консервацию и безопасность "Дугласа" и его элементов. Были проведены очистка, дезактивация, разборка и сортировка обломков. Составлена дефектная ведомость по всем основным узлам самолёта, организована полная инвентаризация всех деталей, куплена оригинальная техническая документация, разработаны техническое задание и план реставрации. 

Своими силами в Красноярске удалось восстановить блок радиооборудования (электромашинного преобразователя, обеспечивающего высоким напряжением блок радиокомпаса), два колеса основного шасси самолёта и вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке.  

Однако для полной реставрации до состояния музейного экспоната потребовалась помощь специалистов. В качестве партнёра выбрали компанию "Геликоптер" из Новосибирска. Она располагается на территории аэродрома Мочище и имеет профессиональный опыт восстановления раритетной авиатехники. Здесь уже реставрировали самолёты По-2, Як-12, Ил-14 и вертолёты Ми-1, Ка-26 и Ми-6.



img_6657.jpg

"Дуглас" отправляется в Новосибирск. Фото Красноярского краевого отделения РГО

Срок реставрации "Дугласа", по оценкам специалистов, составит около полутора-двух лет. После этого самолёт вернётся в Красноярск, где, как планируется, станет одним из ключевых экспонатов будущего Парка-музея освоения Севера.