Лекция: "Где проходила граница Азии и Европы в древности?"

Геркулесовы столпы
Геркулесовы столпы

Автор: В.В. Макаренко  (Московский лингвистический университет)

Начало семинара в 17-15 в ГЗ МГУ. Ауд. 2104 (21 этаж Главного здания МГУ)

По поводу пропусков (нужно сообщить ФИО полностью и место работы или учебы) пишите не позже вечера 14 октября по адресу seminarklatyandex.ru

Тезисы

Есть несколько географических объектов, от идентификации которых зависит правильность восприятия карты Древнего мира. Ключевые точки – это Танаис и Геркулесовы столпы. Если правильно определить местоположение этих объектов, вся древняя история приобретает совершенно иной вид и смысл.

drevnyaya_granica_evropy_i_azii.jpeg

Древняя граница Европы и Азии
Древняя граница Европы и Азии

Особенностью перевода имен собственных в древнем мире был перевод их смыла (семантического) значения имени, а не транскрибирование, как принято сейчас, поэтому на одном языке река могла назваться Евфрат, на другом Данапр, а на третьем – Танаис. В связи с этим нельзя реки древнего мира идентифицировать только по названиям, необходима идентификация по совокупность признаков, которых в случае крупных рек достаточно много в описаниях древних авторов.

О Танаисе древние авторы говорят, что эта река берет начало в высочайших Рифейских горах, где заснеженные вершины. Кроме Танаиса, там берет начало еще одна большая река, протекающая восточнее его.

Со времен М. Меховского есть проблема, связанная с определения истоков Танаиса, которые стали искать в районе Великой Русской равнины, где берут начало Днепр и Волга, но где нет гор. Если М. Меховский высказывает недоверие точности описаний древних авторов, то другие историки, не оспаривая их авторитет,  пытаются выдать за Рифейские Уральские горы, а некоторые - Донецкий кряж.

Рифейские горы – это юго-западная часть гор Армянского нагорья, которая называется Тавром, сопрягающимся на востоке с хребтом Бидлис. В это районе до сих пор сохранился хребет Тавр, который входит в горную систему Большого Кавказа.

Кавказ – это горы, которые окаймляли с северо-востока Европу и Азию:  «Я полагаю, что не будет лишним описать и направление и положение этих гор, потому что это уже вторичное о них упоминание; ведь они, как известно, обходят непрерывной цепью большую часть земного круга. Кавказский хребет поднимается от Индийского моря, и там, где он обращен на юг, он пламенеет, исходя парами на солнце; Там же, где он открыт к северу, он покорствует студеным ветрам и обледенению. Вскоре после этого он заворачивает, изогнувшись углом в Сирию и, высылая множество [всяких] рек, в Васианской области он, по наиболее распространенному мнению, изливает судоходный Евфрат и Тигр из изобильных сосцов неиссякаемых источников. Эти реки, охватывая землю сиров, придают ей и название, и вид Месопотамии; они несут свое течение в залив Красного моря.

reka_tigr.jpg

Река Тигр
Река Тигр

Затем вышеупомянутая горная цепь, поворачивая на север, проходит крупными изгибами по скифским землям и там изливает в Каспийское море славнейшие реки Аракс, Киз и Камбис; продолжаясь, она тянется вплоть до Рифейских гор (т.е. до Тавра. – В.М.). Далее, составляя хребтом своим предел для скифских племен, она спускается до Понта, а затем, сплошными холмами (в Памфлии и Киликии. – В.М.), примыкает к течению Истра (река на территории современной Саудовской Аравии. – В.М.). Рассеченная этой рекой и [как бы] расколовшись, называется она в Скифии уже Тавром» (Иордан, 53-54). Более того, Страбон указывает, что «Евфрат берет начало на северной (курсив мой. – В.М.) стороне Тавра» (Страбон. XI, XIV, 2), а следовательно, Кавказ для античных авторов – это южные и западные хребты огромного горного массива. Если с Кавказских гор спадают Евфрат и Тигр, то ясно, что Иордан понимал под этими горами, которые, по его характеристике, начинаются на юге, где Кавказ «пламенеет» от жары и тянутся на север, где «Кавказ покорствует студеным ветрам». Иными словами, это очень протяженные горы. Если смотреть на Кавказ с юга и действительно воспринимать его как горы, которые  ограничивают с севера Европу, а Азию делят «приблизительно в середине» (Страбон. XI, I, 2), то найти этот район на карте сравнительно несложно, что мы и сделали. Готский историк Иордан завершает характеристику Кавказа словами: «По многоразличию племен зовется он разными именами. Индус называет его здесь Ламмом, а далее Пропаниссом; парфянин – сначала Кастрой, затем – Нифатом (т.е. снежным [ср. нифас – др.-гр., снег]. – В.М.); сириец и армянин – Тавром; скиф – Кавказом и Рифеем, а на конце снова именуют его Тавром; да и другие названия дают этому хребту многочисленные племена» (Иордан, 55). Об этом же пишет Страбон: «Если отправиться на восток от Гирканского моря, то справа будут горы, тянущиеся до Индийского моря. У греков они называются Тавром. Они начинаются у Памфлии и Киликии и простираются с запада до этих мест непрерывной цепью, принимая то одно, то другое название (курсив мой. – В.М.)» (Страбон, XI, VIII, 1). Страбон приводит эти названия: «С севера Индия отделена на пространстве от Арианы до Восточного моря самыми крайними частями Тавра, которым местные жители дают по частям название Паропамис, Эмод, Имай и другие, а македоняне – Кавказ» (Страбон. XV, I, 11). Македоняне называли эти горы скифским именем, поскольку сами были изначально одним из скифских племен, как и соседствовавшие с ними с севера парфяне.

Страбон пишет абсолютно ясно: «Тавр опоясывает этот материк (Азию. – В.М.) приблизительно в середине, простираясь с запада на восток, причем одну его часть оставляет к северу, другую – к югу…. Во многих местах эта гора (сегодня бы сказали горная система. – В.М.) имеет ширину до 3000 стадий (до 300 км. – В.М.), а длина ее равна Азии, именно около 45000 стадий (до 4,5  тысяч км. – В.М.)» (Страбон. XI, I, 2-3).

strabon.jpg

Страбон
Страбон

В горах Армянского нагорья берут начало Евфрат и Тигр , которые по многим признакам можно идентифицировать как географические объекты, описанные античными авторами. Древние авторы пишут, что обе реки впадают в Черное море, что порождает массу проблем, но они проистекают из неисторического подхода к состоянию географической среды на Ближнем Востоке, где из-за изменения климата и аридизации исчезли большие моря-озера, по которыми плавали еще корабли Неарха. Черное море античных авторов – это почти пересохший к нынешнему времени Эль-Хаммар на территории нынешнего Ирака.

armyanskoe_nagore.jpg

Армянское нагорье
Армянское нагорье

Великие реки современного Ближнего Востока описаны и в русских летописях, что только усиливает путаницу. В «Повести временных лет» записано: «Днепр бо потече из Оковьскаго леса, и потече на полъдне (на север. – В.М.), а Двина ис того же леса потечет, а идет на полунощье (на юг. – В.М.) и внидеть в море Варяжьское. Ис того же  леса потече Волга на восток, и вътечеть семьюдесятью жерелъ в море Хвалисское. Тем же и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на востокъ доити въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, из Варяг до Рима, от Рима же и до племени Хамова» (ПВЛ. Т.1, М., 1950, с.11-12). Большой проблемой является устоявшаяся традиция перевода и интерпретации этих текстов в привязке к территории современной России, которая блокирует их понимание.

Признаки Танаиса позволяют понять, что это другое название реки Евфрат. В древности именно Танаис-Евфрат был границей между Европой и Азией. То, что было западнее Евфрата, – это Европа, удел Иафетов. То, что было восточнее, – это Азия, удел  Симов, который протянулся от Евфрата до Загроса. Об этом и пишет источники: «Это (во-первых) Азия, принадлежавшая сынам Симовым. Она берет начало у великой реки Евфрат и ограничена восточным океаном»

(Описание земель. Анонимный географический трактат второй половины XIII в.). Это основная часть Земного круга, где и проходила большая часть древней и средневековой истории.

Древняя Европа, если следовать античным географам, простиралась от Евфрата на востоке, до Нила на западе, от Аравийского моря на юге и до гор Большого Кавказа, которые ограничивали древнюю Европу на севере. Ибн Хордадрбех называет Танаис рекой славян  (Там же, с. 206). Хордадбех прав. Проблема современных историков в том, чтобы признать, что Танаиса  это Евфрат, а не нынешний Дон, как они ошибочно считают. И нет проблемы с тем, что на его берегах проживали славяне, ведь еще Татищев писал, что «из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии…»

karty_evropy.jpg

Карта Европы
Карта Европы

Эта же реальность отражена на дошедших до нас картах. Ниже приводится карта а из монастыря Эммерама, Регенсбург (См. Описание в кн.: Чекин Л.С. Картография христианского средневековья, VIII – XIII вв., с. 42-43). Один из городов (показан на юго-восток от Вавилона) – Троя – совпадает по местоположению с Ахвазом, который, согласно энциклопедии «Британика», еще при сасанидах назывался Трояна, а Евфрат выступает как граница между Европой и Азией. 

У Страбона есть важное описание Танаиса, которое полностью совпадает с тем, что сообщает Овидий, но существенно дополняет его. «Танаис течет из северных областей, однако не в диаметрально противоположном направлении к течению Нила, как думает большинство, но восточнее его; [как у Нила] истоки Танаиса неизвестны». Страбон может быть понят только в том случае, если мы реставрируем представления о географии его дней. Продолжим цитировать Страбона: «Устья Танаиса мы знаем (их два в северной части Меотиды, в 60 стадиях друг от друга); однако выше устья известна только небольшая часть течения реки из-за холодов и скудости, которую местные жители могут переносить, так как они питаются мясом и молоком по обычаю кочевников, но иноземцы не переносят ее. Кроме того, кочевники, не вступающие в общение с другими народностями и более многочисленные, и могущественные, преградили доступ (курсив мой. – В.М.) во все удобопроходимые места страны и в судоходные части реки». Римляне во времена Страбона еще не знали географию верховий Евфрата-Танаиса. «По этой причине одни предположили, что истоки этой реки находятся в Кавказких горах; течет она вначале на север (?! – В.М.), а после изгиба впадает в Меотиду (с ними согласен и Феофан Митиленский)…»  (Страбон. XI, II, 2). Этот мотив повторяется в отрывке из сочинения Ибн Ийса об острове русов: «Страна русов. Это большая и обширная земля, и в ней много городов. Между одним городом и другим большое расстояние. В ней большой народ из язычников. И нет у них закона и нет у них царя, которому бы все повиновались. В земле их золотой рудник. В их страну не входит никто из чужестранцев, так как его убивают. Земля их окружена горами, и выходят из этих гор  источники проточной воды, впадающие в большое озеро (! – В.М.). В середине высокая гора, с юга ее выходит белая река, пробивающая себе путь через луга к конечному морю Мрака (выделенная курсивом часть предложения стоит не на своем месте: она должна стоять в конце предложения, потому что море Мрака – место впадения реки. – В.М), затем текущая на север Русийи, затем поворачивающая в сторону запада и больше никуда не сворачивающая» (Новосельцев А.П. – по: ДРВСЗИ, с. 211). Точнее это описывает сам Страбон в другом своем описании: «Евфрат берет начало на северной стороне Тавра; сначала он течет на запад через Армению, затем поворачивает к югу и пересекает Тавр между Арменией, Каппадокией и Коммагеной; прорвавшись за Тавр и достигнув Сирии, река поворачивает к зимнему восходу солнца до Вавилона» (Страбон. XI, XIV, 2). А затем, скажем в терминах античности, течет на заход солнца до моря Мрака.