head-bg-picture

Ленд-лизовский "Дуглас" станет сердцем Парка-музея освоения Севера в Красноярске

"Борт Тюрикова" в тундре. Фото: Семен Алексеев

Ленд-лизовский "Дуглас" станет сердцем Парка-музея освоения Севера в Красноярске Ленд-лизовский "Дуглас" станет сердцем Парка-музея освоения Севера в Красноярске

22 февраля Губернатор Красноярского края Александр Усс встретился с участниками международной экспедиции "Борт Тюрикова. Возвращение", организованной Красноярским краевым отделением Русского географического общества.

Открывая встречу, Губернатор края поблагодарил всех участников масштабного проекта, а также отметил, что реализация задуманного стала возможной благодаря профессионализму и неравнодушию большого числа людей из различных сфер.

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Фото предоставлено Красноярским краевым отделением РГО

Александр Усс:

"В преддверии Дня защитника Отечества мы с вами проводим необычную встречу и во многом символичную. В ней принимают участие все, кто имел непосредственное отношение к благородной и уникальной международной экспедиции. Самолёт "Дуглас" в своё время стал символом дружбы, боевого братства двух великих государств – СССР и США. Благодаря энтузиастам из нашего отделения Русского географического общества, специалистам из-за рубежа, многим работникам наших предприятий, авиаторам, производственникам эта благородная миссия завершилась успехом. Мне тоже повезло побывать на месте работ, посмотреть, с каким энтузиазмом люди трудятся в непростых условиях для того, чтобы достичь серьёзного результата. Сегодня мы поговорим, как это было. Обсудим, как обеспечить вторую жизнь этого легендарного самолёта, сделать его достойным экспонатом музея".

Руководитель экспедиции, председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко поблагодарил за работу всех участников проекта и доложил о ходе реставрации самолёта.

Игорь Спириденко:

"Сейчас "Дуглас" находится в Красноярске. Своими силами краевое РГО отреставрировало отдельные элементы самолёта. Полностью восстановлены основное шасси и блок управления радиокомпаса, удалось восстановить вилку хвостового колеса, переломанную пополам при аварийной посадке. Фюзеляж установлен на центроплан. В музеях России нет ни одного экземпляра самолёта этого типа. Дальнейшее восстановление воздушного судна до состояния музейного экспоната должны выполнять профессионалы".

Красноярское краевое отделение РГО обратилось в Министерство обороны России с предложением поручить отремонтировать узлы и восстановить самолёт специалистам Воздушно-космических сил. Предполагается, что после реставрации "Дуглас" станет одним из главных экспонатов будущего Парка-музея освоения Севера на острове Молокова в Красноярске.

Глава региона подтвердил необходимость подготовки концепции развития острова Молокова, одобрил идею размещения там парка-музея. Губернатор добавил, что к этой работе необходимо привлечь крупные промышленные компании края: "Деятельность ряда наших крупных организаций связана с историей освоения Севера. Поэтому в таком центре должна быть представлена история с экспонатами, выставка достижений. А самолёт "Дуглас" станет не только частью выставки, но и сердцем этого проекта".

Также в ходе встречи Александр Усс вручил участникам экспедиции почётные грамоты и благодарственные письма Губернатора края.

Подробный материал о спасательной операции и самолёте "Дуглас" можно прочитать здесь.   

Для справки

Самолет "Дуглас С-47" поступил в СССР из США по программе ленд-лиза во время Великой Отечественной войны. После окончания войны он выполнял регулярные гражданские рейсы. 23 апреля 1947 года самолёт совершил аварийную посадку в тундре на севере Красноярского края, в 180 км от посёлка Волочанка. При аварийной посадке командиру экипажа Максиму Тюрикову удалось спасти всех пассажиров, находившихся на борту. Самолёт никак не могли обнаружить. Через четыре дня командир, двое членов экипажа и шестеро пассажиров сами отправились искать помощь, но заблудились и пропали без вести. Спустя много лет обнаружили только останки Тюрикова. Тех, кто остался у самолёта, спасатели нашли живыми и эвакуировали через месяц после аварии.

К эвакуации из таймырской тундры легендарного самолёта "Дуглас С-47" участники экспедиции готовились более трёх лет. Он имеет огромную историческую ценность, поскольку это единственный целый ленд-лизовский самолёт на территории России. Члены краевого отделения РГО общались с родственниками членов экипажа, поднимали архивные материалы. В 2016 году на внешней подвеске вертолёта Ми-8, а затем на барже по рекам Пясина и Енисей эвакуировали фюзеляж самолёта. По техническим причинам крылья на этом этапе пришлось оставить на месте, их вывезли только в 2017 году.

В декабре 2018 года проект "Борт Тюрикова. Возвращение" был признан победителем Премии Русского географического общества в ключевой номинации "Экспедиция по России". Это ключевая награда в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России. Премию на официальной церемонии в Кремле вручил лично Президент Российской Федерации, председатель Попечительского Совета РГО Владимир Путин.

теги: