Лесные парки Екатеринбурга: особенности состояния в период пандемии

Харитоновский парк. Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

В ходе недавно состоявшейся пресс-конференции ТАСС министр экологии Свердловской области Алексей Кузнецов рассказал об экологической ситуации в области, об изменениях в окружающей среде в период самоизоляции. В частности, министр заявил, что обстановка в регионе стабильна, в последние пять лет наблюдается сокращение воздействия на окружающую среду. В период с марта по май нынешнего года из-за снижения интенсивности дорожного движения улучшилось состояние воздуха в таких городах как Екатеринбург, Каменск-Уральский, Серов и Полевской. 
О том, какие факторы повлияли на природные оазисы городской среды в период пандемии, мы говорим с Ольгой Гурьевских, руководителем комиссии географического образования и охраны природы Свердловского областного отделения РГО, доцентом Уральского государственного педагогического университета, кандидатом географических наук.  

Ольга Юрьевна, современная система особо охраняемых природных территорий России включает разные категории объектов, функционирующие в разных регионах страны и обладающие различным природоохранным и рекреационным потенциалом. Есть ли какая-то специфика у территорий Екатеринбурга?

 – Да, конечно. Прежде всего, надо отметить, что это – город с населением около 1,5 миллиона человек, расположенный в континентальной южной тайге Урала, имеющий длительную историю освоения и преобразования хозяйственной деятельностью. Далее, это – город развивающийся и имеющий в своих пределах специфичную сеть охраняемых объектов, представленных разными категориями особо охраняемых природных территорий, которые служат основой экологического каркаса. Это – памятники природы, лесные парки, городские парки, дендропарки, ботанические сады и так далее. Большая часть особо охраняемых природных территорий Екатеринбурга, помимо природоохранной, выполняет рекреационную функцию и служит излюбленным местом отдыха горожан. Это относится, прежде всего, к лесным паркам.

img-20200609-wa0050.jpg


Дендропарк. Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

Можно о парках подробнее?

– Опять же, специфику современного Екатеринбурга составляет лесопарковое кольцо – самое крупное в пределах Ура¬ла, включающее 15 лесных парков в городской черте: Шарташский, Южный, Нижне-Исетский, Шувакишский, Кали¬новский, Центральный, Уктусский, Юго-¬Западный и другие. Каждый лесо¬парк своеобразен, но всех их объединяет наличие сосновых лесов, представленных разными типами растений, главным образом травяными, реже ягодниковыми, папоротниковыми и сфагновыми. 

img-20200609-wa0038.jpg


Харитоновский парк. Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

Лесные парки были созданы в 50-60-х годах ХХ века. Однако ранее основу их составило кольцо сосновых лесов вокруг и внутри города, сбереженных благодаря дальновидности основателей Екатеринбурга Василия Татищева и Вильгельма де Генина. Они выдали первую охранную грамоту лесам вокруг строящихся екатеринбург¬ских заводов – Исетского и Верх-Исетского, разработали инструкции, категорически запрещающие рубку леса на дрова и строения в 15-20 верстах от заводов. В 1728 году была учреждена должность лес¬ного надзирателя, которому, цитирую, «... в бережении лесов от напрасной поруб¬ки и от пожаров... надлежит поступать по инструкциям... Чтобы никто лесу стоячего соснового и березового в стороны от заводов в двадцати верстах рубить ни за что не дерзал под штрафом за всякое дерево... Дрова рубить заводским жителям из валежнику и пенья из лесу оси¬нового и талового». В советское время это богатство сохранялось и приумножалось не одним поколением лесоводов. Сберегли эти леса жители города и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1943 году все городские леса были переведены в первую группу, то есть, неэксплуатируемую.

img-20200609-wa0034.jpg


Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

После такой истории стоило бы вернуться в настоящее и посмотреть, что происходит с лесопарками сегодня, в дни пандемии. 

– Лесные парки – традиционное место отдыха горожан, особенно в теплый сезон. В период ограничений, вызванных противовирусными мероприятиями, с ограничением выезда за пределы региона население города активно проводит время в лесных парках, дендропарках, городских парках и скверах.

img-20200609-wa0030.jpg


Парки для людей. Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

Специалисты-ландшафтоведы, учёные Уральского государственного педагогического университета, члены Свердловского областного отделения  РГО – Наталья Васильевна Скок, Оксана Васильевна Янцер и ваша покорная слуга проводят обследование особо охраняемых природных территорий Екатеринбурга, выявляя  специфику антропогенных изменений природных комплексов в период пандемии. Обследование лесных парков позволило выявить увеличение антропогенной нагрузки за счет нерегулируемых потоков посетителей, достигающих 500 чел/час, включая не только пешеходные формы передвижения, но и увеличивающиеся потоки велосипедистов, мото- велобайкеров. Эти передвижения способствуют увеличению степени вытаптывания и разъезженности территории, увеличению площади дорожно-тропиночной сети. В районах активного отдыха отмечаются все стадии рекреационной дигрессии соснового леса. 

Ольга Юрьевна, давайте расшифруем этот научный термин для тех, кто с ним не знаком. 

– Рекреационная дигрессия – это процесс негативного изменения биогеоценоза в результате рекреационного воздействия. Главные признаки рекреационной дигрессии – вытоптанная площадь, уничтоженный подрост, поврежденные деревья, смена лесных трав на луговые, а затем на сорные. Различают 5 стадий дигрессии. К сожалению, зачастую нам пришлось наблюдать пятую стадию с характерным ослаблением древесной растительности. Характерное явление: у большинства деревьев корни обнажены и выступают на поверхность, деревья больны и имеют механические повреждения. Типична суховершинность крон, большая часть площади лишена растительности, наблюдаются только фрагменты травяного покрова. На значительных площадях нет подроста сосны под пологом леса.

img-20200609-wa0040.jpg


Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

То есть, как учёные вы вынуждены констатировать, что пандемия отрицательным образом сказалась на сохранности особо охраняемых природных территорий. Люди, попавшие в беду, воспользовались природными объектами для собственного сохранения, не задумываясь над бережным отношением к лесам, сохранённым в более трудные исторические периоды. 

– К сожалению, да. И в случае продолжения нерегулируемого использования и отсутствия охраны территории ландшафты с высокой рекреационной привлекательностью будут заменены малоценными и малопривлекательными производными комплексами с преобладанием кустарниковой растительности и сорных видов на месте коренных сосняков травяных и ягодниковых, типичных для условий южной тайги Урала.

img-20200609-wa0048.jpg


Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

Яркий тому пример – ситуация с парком стадиона «Локомотив». Парк расположен в северо-западной части города, с  конца марта на время карантина был закрыт для посещения. В прежнее, не связанное с пандемией время, он пользовался высокой популярностью у жителей микрорайона Старая Сортировка. Это одна из редких рекреационных зон, в чудом сохранившемся сосновом массиве, с довольно густой развитой тропиночной сетью 4 и 5 стадиями дигрессии, активно вытаптываемая при отдыхе молодежи, прогулках с детьми, занятием бегом и скандинавской ходьбой. Весной, во время закрытия парка, травяной покров начал активно заселять плотную почвенную подстилку. В основном, синантропные виды — мятлик двулетний и другие злаковые. Активно стали гнездиться большой пестрый дятел, массово — дрозд-рябинник, вьюрковые, появилась и вывела потомство сова. С 3 июня парк открыт для посещения. И со всей вероятностью можно говорить о том, что восстановление растительности затормозится.

– А есть ли что-то на этом фоне позитивное? 

img-20200609-wa0032.jpg


Фото предоставлено Ольгой Гурьевских

– Да. И это позитивное изменение связано с увеличением видового разнообразия и численности птиц как в лесных, так и в городских парках, что можно связать с благоприятной экологической обстановкой, обусловленной снижением выбросов от промышленных предприятий при остановке их в период пандемии в апреле-мае 2020. 

Да, птиц в этом году в городской среде наблюдается гораздо больше, чем в прежние годы. Ближе к человеку стали залетать, даже такие осторожные птицы, как совы.  Увеличилось количество и разнообразие водоплавающих особей. 

sovy_volyanskoy.png


Совы в парке. Фото: Ксения Волянская

– Будем надеяться, что мероприятия, запланированные в областной программе «Экология», по сохранению лесов, реабилитации близлежащих к городам водоёмов, а также направленные на другие природоохранные виды деятельности, приведут к более позитивным изменениям, и мы сохраним не только себя для природы, но и природу для нас. 

Интервью подготовила Наталья Паэгле