Лето в Кавказском заповеднике

Урочище Горский табор, на дальнем плане пастбище Абаго и массив горы Тыбга
Урочище Горский табор, на дальнем плане пастбище Абаго и массив горы Тыбга

Конец лета на Западном Кавказе – это время пушистых шмелей, высоких трав и палящего солнца. Именно таким мы и застали северный отдел Кавказского биосферного заповедника в  середине августа. Группа членов адыгейского отделения Русского географического общества приняла участие в плановых полевых работах, целью которых были наблюдения на фенологическом профиле «Гузерипль – гора Тыбга». Экспедиция предполагала семь дней автономного пешего путешествия по так называемому «Малому кольцу» заповедника.

Выдвинувшись от КПП «Гузерипль» группа добралась до старого, но уютного балагана Радченкова, который стоит на берегу реки Безымянной посреди густого девственного леса. Скальные выходы в русле реки образуют причудливые каскады порогов и водопадов, обрамленные изумрудной зеленью. Ближе к четырем часам вечера мимо прошло грозовое облако, лишь слегка брызнув на нас дождем, а затем с гулкими раскатами удаляющегося грома ушло дальше на север. Ночь была светла от полной луны, затмевавшей все звезды.

Утром началась основная часть маршрута, подъем на 700 метров выше до отметки в 1880 метров над уровнем моря до лагеря расположенного в урочище Горский табор, к западу от г. Пшекиш, в верховьях балки Радченкова и балки Горской. Тропа, петляя, вела нас вверх по лесу, на открытых участках повсюду на кустах висели сочные ягоды малины и ожины (ежевики). Под крики сорок и ястреба в кронах деревьях мы вышли к субальпийскому поясу, где луговое высокотравье встретило нас розовыми озерами цветущего иван-чая. На поляне мы обнаружили множество лёжек животных и следов их долговременной, но уже старой стоянки.


Основной по нагрузке переход в ходе экспедиции пришелся на хребет Пшекиш, разделяющий бассейны рек Киша и Безымянная (Абаго). Хребет протянулся с северо-запада на юго-восток на 16 км. Почти сразу мы покинули кромку леса и вышли на основной подъем по альпийским лугам, усеянным плотными зарослями спелой черники, оставляя позади и прохладу пихтарников и шелест березового криволесья. Совершив восхождение на вершину горы Пшекиш (2242 м), под палящим солнцем группа прошла практически вдоль всего хребта, нырнув в манящую тень леса на одном из отрогов спускающимся к реке Тягинка у подножия горы Гефо. По пути мы мельком увидели медведицу с медвежонком и пару зубров, безмятежно пасущихся на склоне. В это время на наших плечах уже висела гроза, то и дело подгоняя нас словно щелчками кнута погонщика все нарастающими раскатами грома.


Проскочив лес мы вышли на поляну Тягиня под защиту домика. Некогда здесь стоял большой дом, служивший приютом для сотрудников и туристов плановых маршрутов, но после закрытия туристического потока большой дом обновлять не стали, и сейчас там стоит маленький, но уютный домик для работников заповедника. Лишь только мы набрали воды и поставили чайник, как гроза настигла нас, а вместе с ней пришла долгожданная прохлада и умиротворяющий шум ливня по высокой траве. Дождь закончился, и нам открылись красивейшие виды на горы Тхач и Джуга в поднимающихся клубах тумана.




Во время завтрака к нам составить компанию пришли пара зубров, мокрых от не высохшей травы. Воспользовавшись тропами, которые дружелюбно пробили в высокой траве наши мохнатые друзья, мы проследовали в направлении Козлиной поляны, а далее по ней и, свернув, совершили подъем до подножия второго отрога горы Тыбга. В этом месте расположен лагерь Туровый, первый домик был построен по инициативе В.А. Котова в 1955 г. в качестве базы для зимних наблюдений за турами на склонах г. Тыбга. На этой стоянке у нас запланирована днёвка с целью совершить подъем по второму отрогу Тыбги (3063 м). Погода благоприятствовала подъему, но в воцарившейся жаре повстречать животных нам не посчастливилось, даже туры ушли выше к прохладе ледников, лишь одинокий сип кружил в поисках добычи над ветреными склонами. Плотная летняя дымка придавала удаленным силуэтам гор совершенно Рериховские мотивы. Перед нами высились внушающие трепет скалы и ледники горы Джемарук, а за ней все удаляясь Уруштен, Аллоус, Ачипста и совсем уже не узнаваемые далекие хребты.


 Конец лета — время сложноцветных, что во множестве подтверждалось среди высоких и среднерослых трав. Скабиоза кавказская и бледно-желтая, василек, звездовка и несколько видов аконита, а так же повсеместно цветущий иван-чай, это лишь неполный список цветущего разнообразия. Шмели шумно трудятся на горных лугах, а между ними беззвучно порхают многочисленные бабочки и мотыльки. На обратном пути к хребту Пастбище Абаго, разделяющему правобережные верховья р. Молчепы (бас. р. Белой) и левобережные притоки р. Безымянки (бас. р. Киши), нам даже повстречался цветущий ирис, явно заблудившийся во времени и отставший в цветении от своего вида.






На седьмой день мы спустились по магистральной тропе одиннадцать километров до кордона Гузерипль, где и окончилась наша экспедиция. В результате проведенных наблюдений можно предварительно сказать, что на данный момент сезонная динамика растительности на фенологическом профиле носит депрессивный характер, т.е. отстает в своем развитии от среднемноголетних норм. Что может быть связанно как с поздней и холодной весной, так и массивными запасами снега после зимы. Более точные данные будут получены в конце года, после систематизации наблюдений за весь цикл.




 Состав полевой группы:

  • старший научный сотрудник заповедника – Юрий Спасовский;
  • председатель комиссии по Гео-фото Адыгейского отделения РГО, фотограф – Вадим Малышев;
  • фотограф, член РГО – Лилия Малышева;
  • волонтер, член РГО – Олег Мамонов.

 В статье использованы фотографии Лилии и Вадима Малышевых и Юрия Спасовского