Лгар – покинутое село овцеводов и строителей

Покинутое село Лгар

На высоте 1800-1850 м над уровнем моря в Ахтынском районе Дагестана расположено ныне покинутое село Лгар. В начале августа 2016 г. в это место была совершена совместная экспедиция Русского географического общества и Фонда «Дербент».

Живописное ущелье Мугулах-кам резко отличается от Самурской долины. Река Мугулахвац впадает в Ахтывац (Ахтычай) недалеко от места, где уже сам Ахтывац впадает в Самур. Мугулах-кам – это, по сути, узкое ущелье с крутыми склонами, которое разветвляется еще на ряд небольших теснин, в одной из которых спряталось селение Лгар, или Лгапиркент.

Доктор исторических наук, профессор Замир Закарияев, участвовавший в экспедиции, сообщил следующую информацию: «Лгар – старинное лезгинское селение самурского региона, входившее в состав союза сельских общин "Докуз-пара". Широкую известность это высокогорное селение получило благодаря нахождению здесь одного из наиболее почитаемых в Южном Дагестане мусульманских святилищ, которое связывают с именем шейха Пир Сулеймана. По преданию, он происходил из арабского племени курейшитов и был потомком легендарного распространителя ислама на Восточном Кавказе Абу Муслима. Не случайно, что селение Лгар исстари именуют как "Пир-кенд", что означает "Святое селение"».

О времени возникновения села Лгар судить сложно. Мугулахское ущелье граничит с Самурской долиной и должно было быть заселено довольно рано. Во многих селах этой зоны за сотни лет выработались своеобразные говоры и диалекты. Речь жителей Лгара, по мнению доктора филологических наук Фаиды Ганиевой, относится к мичахскому говору (села Миджах, Хал и Лгар), близкому к ахтынскому диалекту лезгинского языка.

В названии «лгар», скорее всего, имеется формант множественного числа «-ар». Вполне вероятно, что первоначальное название могло иметь вид «легар», позже редуцировавшись. В таком случае «лгар» можно перевести как «леги», что в свою очередь наводит на мысль о возможной связи основателей села с античными племенами легов/леков, входивших в состав Кавказской Албании, а позже сформировавших средневековое государство Лакз.

По другой версии название этого села можно связать с микротопонимикой некоторых селений самурской зоны. В них встречаются местности с названием «лыга», которое дается относительно ровным участкам горы. Это находит отражение также в том, как этот населенный пункт был назван в Своде статистических данных о населении Дагестанской области за 1886 г. – Лыга (Пир-кенд), а также в самоназвании самих лгарцев: л(ы)гыджыв («лгарец»).

По крайней мере, к началу 17 в. сложился упомянутый выше союз сельских общин "Докуз-пара" (его не стоит путать с нынешним Докузпаринским районом РД). Как следует из названия (докъуз – девять, «пара» – часть по-тюркски), союз состоял из девяти самостоятельных селений, с центром в Чепер (Джаба). Шесть селений, включая Лгар, располагались в Мугулахском ущелье, служившим оплотом союза общин.

Почти все докузпаринские селения расположены недалеко от вершин окрестных гор и представляют собой как бы неприступные «орлиные гнезда». Дома, располагаясь плотно друг другу, формировали единую крепость, тем самым повышая обороноспособность села.

Сильно пересеченный рельеф местности долины Мугулах-кам ограничивал возможности для выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому большинство селений долины, включая Лгар, специализировалось на животноводстве. Но лгарцы были еще известны за пределами Самурской зоны как талантливые строители. В 19 в. – первой половине 20 в. они отправлялись на заработки в Закавказье (Елизаветпольскую губернию, позже Азербайджанскую ССР), где ценились как мастера-строители.

Нехватка удобных земель и перенаселенность, вынуждавшие большую часть мужского населения Мугулахского ущелья отправляться на сезонные заработки, что в итоге привело к постепенному опустению этого села. Начался этот процесс еще во второй половине 19 века. В свою очередь, имевшиеся на южных склонах Большого Кавказа скотоводческие стоянки, видимо, и превратились в новые селения.

Одним из них является нынешний Камарван (Кабалинский район Азербайджанской Республики), объединивший выходцев из десятка лезгинских аулов, в том числе из Лгар. Но большая часть лгарцев переехало в город Хачмас, также расположенный в АР. Центральная часть города, где проживают лгарцы, даже называется «Пиркент». Последние жители покинули родное село в 60-е годы. В пределах Дагестана лгарцы компактно живут в селе Новый Аул Магарамкентского района.

В настоящее время все строения заброшенного села находятся в полуразрушенном состоянии – остались только стены. Дороги, связывавшие Лгар с окрестными селениями, давно пришли в запустение. Растительность скрыла их, оставив кое-где едва заметные тропы.

Чтобы добраться до развалин Лгар экспедиции понадобилось почти три часа, не считая поездки по грунтовой дороги нижней части ущелья Мугулах-кам от селения Курукал, которую удалось совершить на машине. Сначала проехали первое докузпаринское село – КIурукIнар (Балуджа), а спустя некоторое время на противоположной левой стороне долины стали видны остатки еще одного покинутого селения – Ялцуг.

Примерно напротив Ялцуга дорога заканчивается и далее приходится идти пешком. По пути нам встречаются развалины каменного моста, сооруженного над речкой Лгарвац.

Остатки моста через речку Лгарвац. Фото предоставлено Дагестанским республиканским отделением РГО

Достигнув пункта назначения, у нас возникла достаточно убедительная гипотеза относительно того, почему жители этого красивого ущелья переселились. Передвижение здесь – занятие крайне утомительное. В данной местности почти невозможно найти хотя бы маленький плоский участок с небольшим уклоном.

Наверно, именно поэтому, когда представилась возможность переселиться в более удобные места, здешний суровый край обезлюдел. Этому способствовала и политика переселения горцев на равнину, которая объяснялась сложностями прокладки дорог и другой социально-бытовой инфраструктуры в горные поселения. Гораздо легче было переселить их жителей на равнину.

Но Мугулах-кам обезлюдел не полностью. И в Ялцуге жизнь еще теплится. Двое братьев с семьями вернулись в разрушенное село, и в настоящее время они довольно успешно занимаются овцеводством на альпийских лугах Мугулахского ущелья.

Объект нашей экспедиции – село Лгар – даже в разрушенном состоянии являет собой величественное зрелище. Это среднее по масштабам Самурской долины поселение, где в 1869 году проживало 463 человека, в 1886 – 598, в 1900 – 450, по переписи 1926 г. – 399 (из них 218 ушли на заработки). Ныне от прежних домов остались только стены. Да и они постепенно разрушаются. А внутри домов зияют заросшие растительностью провалы, в которые можно угодить по неосторожности.

Чуть выше села расположена небольшая живописная роща, сложенная эндемиком Кавказа – березой Радде (занесена в Красную книгу России). Со времени переселения лгарцев, по разговорам местных жителей, эта роща немного разрослась.

Место расположения поселения было выбрано неслучайно. Скальный выступ, непосредственно к которому крепятся фундаменты домов, защищал село от оползней. Несколько лет назад непосредственно рядом с селом возник оползневый участок. В результате этих процессов был разрушен находящийся там пир (святилище).

Вообще, оползневые процессы и осыпи очень характерны для ущелья Мугулах-кам. Относительно недавно нижняя часть отрога, отделяющего речку Лгарвац от соседнего ущелья, сползла вниз и сместила влево русло реки Мугулахвац (Мугулахчай). Теперь в этом месте течение реки Мугулахвац оказалось нарушенным и ее воды начали интенсивно подмывать левый (западный) склон ущелья.

Пострадавшее от оползня святилище сооружено именно на том месте, где, согласно преданию, окончил свой земной путь Мир Сулейман. К сожалению, экспедиции не удалось найти древние плиты с эпиграфическими надписями. Они оказались погребены под слоем грунта и, возможно, утрачены.

Согласно легенде о святом Пир Сулеймане или Мир Сулеймане, после смерти тело праведника, якобы, голуби подняли перенесли на склон Шалбуздага, где ныне расположено знаменитое святилище «Эренлар».

Нельзя исключать того, что в мусульманском пире может наблюдаться отголосок более древних верований, связанным, например, с «культом гор», которые с течением времени были исламизированы. А само святилище раньше могло иметь не локальное, а более широкое значение наряду с пиром «Эренлар».

В отличие от святилища красивый фасад мечети все еще стоит. В защищенных от дождя местах даже сохранились элементы росписи интерьера мечети. Экспедиции удалось обнаружить несколько эпиграфических плит и надписей, рассказывающих в частности о том, что мечеть реставрировалась. В них приводятся данные об организаторах и спонсорах ремонтных работ. Само село в них фигурирует под названием «Пир-кенд».

Какими бы суровыми и сулящими катастрофой не казались наши горы, люди их покидают исключительно по социально-экономическим причинам. А значит, есть надежда, что со временем в аулах вновь затеплится жизнь. Важно сохранить потомкам те творения наших предков, которые еще не успели разрушиться и исчезнуть. И для их охраны не требуются большие затраты сил, времени и денег. Достаточно хотя бы изредка посещать такие места, проявлять простейший уход за ними, выдергивать траву и кусты из трещин разрушающихся стен. Над некоторыми святыми реликвиями прошлого не грех соорудить элементарный навес. Все это надо делать, иначе мы потеряем прошлое, а вместе с ним и свое будущее.

Автор: эксперт Дагестанского отделения РГО Амиль Саркаров