Любовь и аисты: кто и как возвращает белых птиц на Рязанщину

Любовь и аисты: кто и как возвращает белых птиц на Рязанщину Любовь и аисты: кто и как возвращает белых птиц на Рязанщину

В Рязанской области энтузиасты восстанавливают популяцию белых аистов. Здесь проходит граница ареала этого вида, и за последние десятилетия на Рязанщине осталась лишь одна маленькая группировка. Команда проекта "Рязанский Дом белого аиста" поставила перед собой задачу создать в регионе ещё одно поселение гнездящихся птиц. Вооружившись современной наукой и опытом коллег, они начали работу, и вот совсем недавно в их питомнике появились первые аистята. Смогут ли белые аисты вновь стать многочисленными на берегах Оки? Подробности в нашем материале.

Рождение первенца

Момент появления на свет новой жизни – это всегда чудо. Минуту назад в аистином гнезде лежали три крупных гладких яйца. Вдруг толчок изнутри, в скорлупе появляется трещина, оболочка распадается, и… Громким писком оглашает окрестности несуразный малыш-аистёнок. Ему ещё только предстоит стать грациозной белой птицей с красным клювом. А пока птенцу явно велики шея и голова, а крылья, которые через месяц-другой поднимут его в небо, ещё такие крохотные и смешные!

Камера запечатлела появление на свет первенца семейной пары птиц, которых зовут Руслана и Гоша. В дикой природе заглянуть в гнездо аистов непросто: на вертикальной высокой опоре громоздится внушительная тяжелая конструкция из сучьев диаметром не меньше метра. Птицы свысока смотрят на старания орнитолога проникнуть в их приватную жизнь. Здесь всё иначе. Камера в аистином доме расположена так, что подглядывать за пернатыми можно во всех подробностях, не принося им лишнего беспокойства.

Успешность гнездования, появление первого потомства – несказанная радость для всех участников проекта "Рязанский Дом белого аиста". Даже тон их постов в соцсетях сейчас восторженно-удивлённый – у них получилось! А начиналось всё совсем недавно, и как это часто бывает – с идеи скорее романтической, чем научной.

Мечта о белых птицах

Житель села Кораблино Андрей Оришкевич – успешный бизнесмен, человек, крайне далёкий от орнитологии. Но к птицам он относится с искренней любовью, и ему очень хотелось, чтобы в его родных местах на Оке поселились белые аисты. Будучи строителем, он решил построить дом и для них, и даже самолично соорудил на крыше своей дачи гнездо из лучшего материала – обрезной лиственницы, с настоящим пухом и имитацией помёта из известняка. И стал ждать аиста. В пику всем сомневавшимся, спустя год аист прилетел! Дикая птица расположилась в гнезде, слегка обустроилась, но, к сожалению, надолго не задержалась. Андрей Оришкевич задался вопросом "почему?" и обратился к специалистам. К зарождающемуся проекту присоединился рязанский орнитолог, кандидат биологических наук Антон Барановский. Он смог представить идею в виде развёрнутой и последовательно выстроенной научной программы.

Белый аист – птица, не относящаяся к редким видам. Он широко распространён в Европе, а в России многочислен в западных областях – Смоленской, Брянской, Калужской. Рязанская область считается краем его ареала. На протяжении многих лет орнитологи отмечали здесь гнездование небольшой и вполне жизнеспособной группировки этих птиц. Существует мнение, что ареал вида постепенно распространяется на восток. Поэтому идея создать белым аистам комфортные условия для нового устойчивого очага гнездования вполне реалистична. Так родился проект "Рязанский Дом белого аиста" – из мечты и энтузиазма, подкреплённых научными знаниями. У него много задач: получить больше знаний о биологии белых аистов в условиях неволи и выпуска в дикую природу, их миграционных путях, и наконец, – вовлечь местное население в дело сохранения дикой природы.

Проект поддержало Русское географическое общество и рязанское министерство природопользования, а научная группа пополнилась опытными специалистами. В качестве консультантов выступили Виталий Тягунин, руководитель программы изучения и сохранения дальневосточного аиста 2000-2012, ранее возглавлявший заповедник "Болоньский", и главный врач ветеринарного госпиталя "Зелёный попугай" в Амурске Маргарита Кочерга. Оба этих специалиста участвовали в программе по восстановлению популяции дальневосточного белого аиста в Японии, где в городе Тоёока, префектуры Хего, создали центр реинтродукции "Аистиный дом".

От Хонсю до Рязанщины

Впервые за много лет в окрестностях Кораблино шесть белых аистов мирно пасутся на приокских лугах, перелетают с места на место, присматривают места для гнёзд. Местные жители не устают удивляться и радоваться этому. Точно так же немногим более 10 лет назад появлению на своих полях белых дальневосточных аистов радовались жители префектуры Хего на острове Хонсю. Из-за массового применения химикатов на рисовых полях, в 1971 году в Японии погиб последний дальневосточный аист. В 2008 году учёные начали работу по возвращению этих птиц. Сначала их выводили в неволе, затем выпускали в естественную среду обитания. Для этого в Японию несколько птиц привезли из Кореи и России.

"Задолго до этого с местным населением провели большую работу по экологической обработке рисовых полей без использования химикатов для борьбы с вредителями и без применения химических удобрений, – рассказывает Маргарита Кочерга. – Была проведена мелиорация водоёмов, созданы условия для самостоятельного питания птиц в природе – заводи, мелководья с медленным течением и достаточным количеством рыб и земноводных, установлены искусственные опоры для гнёзд. Организована работа профессиональных орнитологов и волонтёров по изучению адаптации птиц в новой для них среде обитания, поведенческих, кормовых особенностей и дальности полётов".

Программа японцев увенчалась успехом: возвращённые в природу птицы заняли естественные угодья и стали размножаться в дикой природе. Изначально оседлая популяция дальневосточных аистов в Японии так и осталась оседлой – реинтродуцированные птицы не вступили в миграцию, поскольку мягкий климат и хорошая кормовая база обеспечивала птиц всем необходимым круглый год. По мнению коллег из Приамурья, европейский аист в отличие от дальневосточного – более пластичный вид. Он легко селится в урбанизированных районах. Есть уверенность, что аисты обживут прежние угодья и смогут приступить к миграциям, возвращаясь обратно.

А теперь – аист!

Мало создать комфортную среду, надо найти и самих птиц. В результате поисков в "Рязанский Дом белого аиста" из Калужского центра реабилитации диких животных "Феникс" Вероника и Сергей Матюшины передали шесть птиц. Ранее их подобрали в разных районах Калужской области. Пять из них – молодые аисты 2019 года рождения, не улетевшие на юг, и одна самка 7-8 лет с травмой крыла, потерявшая партнёра. Ей, возможно, предстоит одна из ключевых ролей в проекте – создать семью с пролётным диким аистом. Такой поворот событий вполне возможен – в среде орнитологов хорошо известна история аистов Малены и Клепетана из небольшой хорватской деревни Бродски Варос. К нелетающей самке каждую весну прилетает её дикий возлюбленный, каждый год у пары появляются птенцы, мигрирующие с отцом в Южную Африку и возвращающиеся обратно в Европу.

"Предполагается, что нелетающая самка останется в питомнике и может привлечь дикого самца, – говорит Антон Барановский. – Если это случится, птицы смогут построить гнездо на специальной низкой платформе, куда эта самка будет подниматься, не взлетая. Остальным размножаться пока рано, может быть, на следующий год. До выпуска они будут находиться в вольере, запомнят место. После выпуска их тоже будет ждать корм, если вдруг кто-то не сразу научится добывать пищу в природе. Возможно, аисты, став совсем взрослыми, вернутся сюда и загнездятся".

 

В марте 2020 года птиц перевезли в питомник в Кораблино. Пока аисты обживали вольер и лакомились обильными кормами с витаминами и пробиотиками, на выделенном участке естественных угодий вблизи деревни готовили искусственные гнёзда, два вольера и помещение для предстоящей зимовки. По совету орнитологов вдоль болот установлены еще три высотных гнёзда для пролетающих диких аистов. Расчёт такой: увидев своих собратьев, птицы могут оценить землю как пригодную для жизни и обосноваться в одном из гнёзд.

Руслана и Гоша

Они очень нежны друг с другом – нежно перебирают партнеру перья на груди и шее, издают унисональное дуэтное щелкание клювами, которое сопровождают выразительными позами с поклонами и запрокидыванием головы. Словом, демонстрируют все признаки счастливой пары. Георгий, он же Гоша, отвоевал самку Руслану у более молодого самца и полностью завладел её сердцем. Эта романтическая история происходила в вольерах единственного в России специализированного центра "Дом Белого Аиста" в Псковской области. Этот центр создан научным сотрудником федерального заказника "Ремдовский", орнитологом, к.б.н. Мариной Сиденко. Её опыт работы с белыми аистами, попавшими в трудные жизненные обстоятельства, насчитывает более 18 лет. Марина Сиденко оказала рязанскому проекту неоценимую поддержку. Она передала в Кораблино пару своих питомцев – Руслану с Гошей.

 

"Россия велика, ареал белого аиста в ней обширен, и проблема оказания помощи этим птицам есть абсолютно везде, где они живут, – говорит Марина Сиденко. – На такую большую страну одного нашего центра недостаточно. Если мы получим в Рязани ещё один качественный, работоспособный реабилитационный центр для аистов, – будет хорошо. Основная идея проекта – увеличить численность белого аиста в регионе. Если при этом в центре реабилитации и реинтродукции создать условия, приближённые к естественным природным для нелетающих птиц и добиться их размножения, пусть даже с участием диких летающих аистов, – будет прекрасно. Это шанс для птиц-инвалидов жить полноценной жизнью, размножаться, при этом их потомство будет жить свободной жизнью".

1 апреля Руслана и Георгий заняли просторный вольер в новом доме. У Русланы – взрослой половозрелой самки – ампутирована часть крыла, Гоша также не может самостоятельно летать. До переезда у этой устоявшейся супружеской пары ни разу не появлялись птенцы, предположительно, из-за фактора беспокойства в условиях большой скученности. К их приезду в "Рязанском Доме белого аиста" готовились целый месяц: расчистили территорию площадью в три гектара, установили ограду, максимально исключающую беспокойство. На новом месте аистов ждали комфортабельные апартаменты, устеленные мягким душистым сеном, с большим гнездом, поднятым на двухметровую высоту, и трапом к нему.

"Пока это только заготовка гнезда, достроить они сами должны, это важный элемент брачного ритуала, как у людей совместный ремонт квартиры, – говорит Антон Барановский. – Как они поведут себя дальше, покажет время. Должен пройти какой-то период адаптации. Если наша пара загнездится, то с середины апреля до середины мая, а если не успеет, то уже в следующем году".

Пара активно принялась обживать гнездо. По очереди птицы сидели на гнезде, покидая его только для того, чтобы подкрепиться. Это было хорошим знаком, но команда проекта боялась "сглазить": рождение птенцов в первый же год стало бы просто чудом.

Кто сказал, что нелетающие?

А тем временем, в 20-х числах апреля аистов, прибывших из Калужской области, перевели в большой открытый вольер, откуда они могли изучать окружающую территорию пока через вольерную сетку. Это место последних дней их передержки – совсем скоро птицам предстояло выйти на волю. Первомайский праздник стал днём выпускного экзамена для шестерых "калужан". И этот экзамен был выдержан с честью! Птицы, будучи выпущенными из вольера, с готовностью поднялись на крыло – все шестеро. По очереди они садились на подготовленные сотрудниками высоко расположенные искусственные гнёзда, но к вечеру там осталась только одна аистиха. Первые восторги птиц от вольного полета прошли, и птицы вновь стали держаться группой.

"Оказалось, что хорошо летают даже те, кого мы считали нелетными, – говорит Антон Барановский, который неустанно наблюдает за поведением птиц. – Наши ребята вовсю изучают территорию. Поодиночке не разлетаются, стараются держаться вместе.  Я их обнаружил на болоте примерно за полкилометра. Дальше остальных забрались самые дикие: самец, который постоянно травмировался, дикая самка и ещё один самец. Ближе к знакомым местам держатся ручные самки и самый мелкий по размерам самец".

Кроме того, учёные заметили, что к группе выпущенных птиц время от времени присоединяется дикий аист.

И наконец…

3 мая все, кто с нетерпением следил за развитием событий в аистином доме, увидели долгожданное сообщение на страничке центра: "Случилось! Наша пара отложила яйца! Приехавшие к нам из псковского "Дома белого аиста" Руслана и Гоша, похоже, станут родителями. Пока яиц два, но, по словам наших орнитологов, у самки, которая откладывает яйца впервые, по статистике, бывает от одного для трёх яиц. На гнезде супруги обычно сидят по очереди. Но когда обе птицы в гнезде, то самка сидит на яйцах, а самец стоит и сторожит. Слетают Руслана и Гоша вниз, когда пора подкрепиться".

Спустя сутки Руслана отложила ещё одно яйцо, чем очень порадовала орнитологов. Родители поочерёдно согревали кладку.

Процесс созревания новой жизни шёл своим чередом. И вот 27 мая из Кораблино, наконец, пришла радостная весть! Пищащий смешной первенец Русланы, Гоши и "Рязанского Дома белого аиста" покинул хрупкую оболочку. Он принёс новую радость и новую надежду. Спустя сутки яйцо покинул его братишка. Оба малыша стали неусыпной заботой своих родителей и сотрудников проекта. Вот-вот ждут появления третьего аистёнка.

Похоже, белые птицы вернутся на Рязанщину.

 

Екатерина Головина по материалам «Комсомольская правда. Рязань»