Мария Панина: «Любая экспедиция — обычное дело»

Председатель Челябинского отделения РГО, действительный член РГО с 1997 года, кандидат географических наук Мария Панина в интервью для сайта "Аргументы недели"  рассказала об увлекательных проектах, экологической культуре, круговом феномене и поделилась собственным экспедиционным опытом.

Русскому географическому обществу исполняется 180 лет. Невероятное количество открытий сделано за эти годы, и летопись продолжает пополняться яркими страницами. Председатель Челябинского областного отделения Русского географического общества, действительный член РГО с 1997 года, кандидат географических наук Мария Панина рассказала об увлекательных проектах, экологической культуре, круговом феномене и поделилась собственным экспедиционным опытом.

Женщины — «крепкие парни»

— Сколько членов в региональном отделении РГО? Больше мужчин или женщин? Что привлекает молодежь в ряды организации?

— Сейчас у нас 197 членов отделения. Оно сравнительно небольшое, но у нас и нет задачи интенсивно увеличивать численность, привлекать как можно больше людей. Мы работаем на целевую аудиторию, нам интересно, чтобы отделение пополнялось южноуральцами, которые понимают, зачем это нужно и им, и географическому обществу. Можно, конечно, и просто так попытаться вступить в организацию, что называется для галочки, но цели у нас с такими людьми будут разные.

Заявки рассматривает экспертный совет. Новыми членами становятся люди с высоким уровнем познавательного интереса. Они пополняют актив организации, который приносит максимальную пользу не только в целом географическому обществу, но и конкретным территориям, где ведется работа.

Мужчин в наших рядах, конечно, больше. Так было изначально. Все-таки специфика профессии географа связана с перемещениями, с трудностями. Важны аналитический склад ума, метод сравнительного анализа, ведь ландшафты трансформируются. Но те женщины, которые остались в профессии, тоже крепкие парни (смеется)!

Молодежи много. В РГО активно вступают студенты, причем разных специальностей. Ребятам нравится путешествовать, они хотят об этом рассказывать в соцсетях. Им важно быть частью нашего сообщества, узнавать что-то интересное, уточнять информацию у профессионалов. Даже помощь свою предлагают в части развития наших информационных площадок.

— Трудно управлять компанией людей, связанных исключительно энтузиазмом?

— До определенной степени трудно, потому что нужно все время подогревать интерес. А он разновекторный. Кто-то любит участвовать в экологических акциях, очищать территории от мусора. Другие увлечены историческим наследием, сидят в архивах, изучают документы. А кому-то просто нравится гулять по берегу, по склонам гор и слушать рассказ профессионала-исследователя о чем-то увлекательном. При этом не обязательно быть членом РГО. Всем, кто к нам обращается, мы готовы помочь. Отвечаем на все возникающие вопросы.

— Расскажите о наиболее значимых проектах Челябинского регионального отделения РГО?

— Вспоминается комплексная экспедиция «Синегорье»: в 70-е целая плеяда ученых подробно исследовала горные, лесостепные и степные ландшафты нашего региона. В составе экспедиции были гидрологи, биологи, ботаники, зоологи… Усилия специалистов были направлены на изучение территорий. Были опубликованы монографии — основополагающая литература, где сконцентрированы знания о крае.

Современные проекты в основном направлены на популяризацию географической культуры и просвещения. Это международная просветительская акция «Географический диктант», фотовыставки, в числе которых и «Самая красивая страна». Мы взаимодействуем с музеями, с библиотеками, где проходят всевозможные лекции и встречи.

Государственный исторический музей Южного Урала к юбилею РГО подготовил интересную выставку «Открывая Россию». Больше 15 лет мы проводим региональный этап географической олимпиады Челябинского отделения Русского географического общества. Это уникальный конкурсный проект. Среди талантливых и увлеченных географией детей уже есть победители международного уровня.

А еще есть огромное количество частных проектов, связанных с путешествиями. Когда нужна наша помощь, пишем письма в национальные парки: Алтайский край, Приполярный Урал… Даже на остров Мадагаскар была экспедиция, ее участники восстановили заброшенное захоронение российского ученого Григория Олсуфьева, который уехал туда после распада империи. У путешественников разные задачи, но всех влечет жажда познания и приключений. Это один из важных объединяющих моментов.

Насекомых не боюсь

— Как формируется экологическая культура. Какие воспитательные методы применяют члены РГО?

— В последнее время это словосочетание звучит часто, но, мне кажется, экологическая культура заложена в самой сути воспитания, даже в сути бытия человеческого. Мы держим это в фокусе. Собственным примером воспитываем, очень ненавязчиво и корректно стараемся экологическую культуру прививать, со школьниками ведем большую работу.

Например, однажды мы проводили топографические исследования в национальном парке «Зюраткуль». Студенты, будущие учителя географии, на тропинке увидели молодую маму с коляской, на ручке которой была огромная охапка купальницы европейской, а это краснокнижное растение, оно не может стать украшением вазы. Его сосудистая система не приспособлена для этого. Увидев уже подвявший букет, специалисты негодовали. Но я попросила ребят, чтобы они очень аккуратно рассказали женщине об этом растении. Информация о нем, кстати, была на стенде, мимо которого она прошла. А аккуратно это нужно делать, чтобы не получить обратный эффект.

Конечно, предусмотрены штрафы. Но более действенны именно понимание и ответственный подход. Капля камень точит. Бережное отношение к природе формируется не за один день. Но результаты этой работы мы уже видим, и это очень радует.

— Вы опытный путешественник, географ. Были знаковые экспедиции в вашей жизни?

— Знаете, географом любая экспедиция воспринимается, как довольно обычное дело. Это в молодости тебя постоянно что-то удивляет.

Помню, когда я была еще студенткой, участвовала в интересной экспедиции. Работать пришлось в условиях очень плохой погоды. На границе Ильменского заповедника, на озере Большой Теренкуль, мы делали топографическую съемку, описывали территорию для историков, которые занимались изучением выплавки меди древним человеком. Больше всего мне запомнилось… огромное количество комаров, мошек и клещей! С тех самых пор никакой боязни насекомых у меня нет. Экспедиции дают возможность буквально срастись с природой.

— Но от этого меньше не кусают…

— Меньше, конечно, не кусают, но ты уже спокойно к этому относишься. Сейчас дети растут в тепличных условиях, дрожат при виде комарика... Думаю, как раз отрыв от природы дает такие результаты. Чем ближе мы будем к природе с раннего детства, тем она будет к нам добрее. Но и в крайности, конечно, тоже не надо впадать. Есть туристы, которые пытаются фотографировать медведицу с детенышами, а это высокая степень опасности.

Культура экстремального туризма пока не на высоте. Очень не хочется, чтобы гибли люди. На Южном Урале время от времени приходится проводить поисковые операции. Человек уходит в лес в хорошую погоду совершенно неподготовленным, рассчитывая вернуться через полчаса. Но, заплутав, порой сутками ходит по кругу.

— Расскажите об этом круговом феномене. Почему так происходит?

— Когда человек находится продолжительное время в однородном пространстве, его когнитивная система не позволяет проводить критический анализ. Чтобы не заблудиться, нужно какую-то точку отсчета иметь, постоянно делать какие-то «зацепки». Нас даже сказки этому учат. Кто-то из героев крошки хлеба бросал, чтобы обязательно вернуться… Когнитивный дисбаланс даже опытных людей сбивает с толку в однородном пространстве. Так что хождение по кругу — это скорее психологический феномен.

Грот с артефактами

— Что важнее в экспедиции: чувство локтя или чувство юмора?

— Мне кажется, доверие первично. А потом обязательно проявится и чувство юмора. Любая экспедиция, даже просто выезд или выход на природу, сопряжена с определенной опасностью. Необходимо понимание: кто за что отвечает, кто тебе поможет в непредвиденной ситуации. Очень важно распределение ролей и обязанностей в походных условиях.

Если есть доверие и психоэмоциональная атмосфера хорошая — это стопроцентный успех. Значит, экспедиция не только будет продуктивной, но и доставит удовольствие. Поэтому тщательно нужно подбирать компанию, особенно если речь идет о путешествиях, связанных с экстримом. Убеждена, что навыки ориентации в пространстве и оказания первой медицинской помощи также должны быть со школьной скамьи.

— А открытия? Они совершаются в наше время?

— Конечно! Наши археологи постоянно что-то интересное находят. В 2020 году, к примеру, в Ашинском районе, в окрестностях Сима, спелеологи открыли пещеру Прокудина-Горского. Это знаменитый фотограф, ученик Менделеева. В начале ХХ века, завершая свою деятельность на Урале (фотографировал по заданию императора стратегические объекты и быт крестьян), в пяти верстах от станции Симской он обнаружил в горах арку грота и сделал ее снимок.

В период падения империи исследователь покинул Россию. Со временем его коллекция цветных пластин была продана библиотеке Конгресса, а после оцифровки снимки появились и в интернете. Исследователи спелеологического центра Сима увидели фотографию и стали искать указанную полость. В результате был обнаружен грот с артефактами каменного века.

— У вас есть географическая мечта?

— Конечно! Мечтаю посетить… Северный полюс!

— И вы готовы к этим испытаниям экстремальным?

— Готова! Мотивация — увидеть и прочувствовать безмерную мощь природы. Эти огромные глыбы льда, холод, буйство стихии… Северные животные прекрасно себя там чувствуют, а вот человек... Это ведь только в условиях города мы ощущаем себя всемогущими, а когда встречаемся со стихией, все по-другому. Хочется ощутить вот эту свою ничтожность… А вдохновляют меня великие путешественники предыдущих столетий, их невероятная сила духа. Порой ведь на обычной лодке они открывали новые территории и не боялись ничего.

 

 

 

 

 

 

 

Татьяна СТРОГАНОВА

фото автора

Источник: https://argumenti.ru/society/2025/08/962361