В штаб-квартире Русского географического общества звучат военные марши в аутентичном роговом звучании.
В год 200-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года гости штаб-квартиры Русского географического общества смогли услышать звуки, под которые шли в атаку русские войска два века назад. Это стало возможным благодаря концерту Российского рогового оркестра «Трубы Победы».
Однажды во время охоты гофмаршал Нарышкин решил позабавить императрицу Елизавету музыкальной новинкой. Его старания были вознаграждены – Елизавета была пленена прекрасными звуками необычных музыкальных инструментов. Благодаря этому в 1752 году в России появился первый штатный роговой оркестр. Необычное явление – роговые оркестры – практически сразу получило бально-придворный статус. Играли в них крепостные, обладающие выдающимися данными: игра на рогах требовала огромного внимания и напряжения легких. Производя много лет одну и ту же ноту, крепостной превращался в «живую клавишу». Музыкантов нередко так и кликали: Нарышкинский До, Шереметевский Фа-диез или Си-бемоль. Со временем модная забава превратилась в искусство, но с отменой крепостного права исчезла.
До начала XXI века традиция роговых оркестров считалась безвозвратно утерянной. Ее возродил валторнист Сергей Поляничко, который в 2006 году основал Российский роговой оркестр. Оказалось, что прежнюю дисциплину и муштру может заменить любовь к делу и к звучанию рога.
«Основной принцип игры на роговом инструменте, который мы позаимствовали из XVIII века и сохраняем: один человек может играть только одну ноту. Зрители зачастую об этом даже не догадываются, настолько слаженно играют музыканты», – рассказывает Сергей Поляничко.
В 2011 году Российский роговой оркестр был занесен в Книгу рекордов России и номинирован на запись в Книгу рекордов Гиннесса.
Проект «Трубы Победы» – это воссозданная коллекция военных маршей русской армии и гвардии эпохи войны 1812 года. В начале XIX века не существовало военных духовых оркестров в современном представлении – военная парадная музыка исполнялась исключительно роговыми оркестрами. Реализация проекта «Трубы Победы» потребовала нескольких лет огромных усилий, энергии, целеустремленности – ведь ни аранжировок для роговых инструментов, ни элементарных нот многих маршей просто не было! Российским Роговым Оркестром и группой «КРОНДЕ» была проведена огромная работа по поиску музыкального материала в архивах, созданию партитур, организации репетиций и сложнейшей студийной записи.
Помимо музыкального альбома в проект входят еще две составляющие: книга петербургского историка Бориса Кипниса, посвященная перипетиям Отечественной войны и государственным интригам и ключевым персонажам того времени, и программа лекций-концертов, с которыми Российский роговой оркестр гастролирует по России и за рубежом.
«Проект стал ненавязчивым и живым способом привить молодым слушателям уважение к героям войны 1812-го и в целом вдумчивое отношение к отечественной истории», – рассуждает руководитель РРО Сергей Поляничко.
Один из немногих музыкантов в мире, освоивших искусство аранжировки «роговых» партитур, – Владимир Головешко. Именно он изготовил комплект из 96 инструментов для Рогового оркестра в уникальной мастерской по производству роговых инструментов KRONDE.
– Владимир, как родилась эта грандиозная идея?
– В Музее музыки во дворце графа Шереметева есть подлинный, но, увы, неполный комплект роговых инструментов. Играть на них невозможно: виной тому неудачная реставрация неизвестного мастера, в результате которой была нарушена конструкция рогов. Я исследовал все музейные экспонаты и пришел к выводу, что нужно делать свой комплект по собственным чертежам. Два года трудился над этим проектом: разрабатывал чертежи, конуса, формы мундштуков, высчитывал миллиметры во всех конструкциях.
– В чем особенность изготовления музыкальных рогов?
– Это полностью ручная работа. В обыкновенной небольшой комнате я положил на пол два двухметровых бруска и стал смотреть на них сверху: какой же подойдет для рога? Определился. Мы заказали металлическую оправку, закупили металл и оборудование. Признаться, процесс изготовления рогов – долгий и требующий терпения.
– А секрет сплава и метод обжига инструментов?
– Тайна «за семью печатями»! (Смеется.)
– Какие голоса у ваших инструментов?
– Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания и дают возможность варьировать высоту строя «ля» в диапазоне от 430 до 442 Герц. Кстати, самый большой инструмент, который мы берем на концерты, – под 3 метра в длину. Это нота «до».
– Что ждет роговую музыку в России?
– Рог как инструмент, издающий один – основной – тон (хотя присутствуют обертона), может научить музыкальной концепции, о которой не знают большинство педагогов и профессоров. Это совершенно иной уровень подготовки музыканта-духовика… По исследованиям НИЦ музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека. Роговые инструменты должны появиться в музыкальных школах России: для этого потребуется огромное количество рогов!
В ближайшее время фестивальные концерты оркестра состоятся в Санкт-Петербургской филармонии и БКЗ «Октябрьский».
Беседовала Ирина Захарова