Маршрут "Запретное королевство"

Фото: Александр Юнанов

О Непале можно говорить языком фактов: тут находится самая известная гора в мире – Эверест (Джомолунгма), что поднимается на 8848 м. Можно побывать во всех климатических зонах – от вечной мерзлоты до тропиков, даже не выезжая из страны. Здесь неприлично здороваться за руку, выходной только в субботу,  а горожане составляют лишь 14 % жителей страны. Но что такое сухие факты и цифры, когда считается, что все Будды, приходящие на Землю, рождаются именно здесь, а на вершине одной из гор так и сидит Шива, отрешенно взирая на наш мир и неторопливо покуривая трубку.

Александр Юнанов, член Московского городского отделения РГО, мотопутешественник и блогер, за спиной которого тысячи километров пути, пополнил новой страницей свой список из полусотни стран, где побывал, поездкой в бывшее запретное королевство Верхний Мустанг.

img_4075.jpg


Фото: Александр Юнанов

 Почему выбор маршрута пал именно на Непал? Ведь это не единственное место, куда не добирались ещё русские мотоциклисты.

— Почему выбор пал на Непал? Мне часто задают вопрос: "Сань, а зачем ты едешь куда-то?". Допустим, на Колыму. "А ты там был?", "Нет, не был". И я не был. А после поездки я тебе скажу – а я там был. Примерно такая же история получилась с Непалом, только чуть иначе. Это было не одиночное путешествие, как часто случается – меня позвал мой хороший друг, который уже катался там. И как только ситуация с ковидными ограничениями позволила лететь в Непал, он позвонил и сказал: "Саня, погнали!". Меня два раза звать не надо, особенно в такие авантюры, поэтому положительный ответ был дан сразу. А дальше занялись подготовкой, в чем нам помог с принимающей стороны гид, Олег, который живет там порядка 10 лет и прекрасно знает страну. Он сказал: "Парни, мне удалось получить permit (документ, позволяющий путешествовать в определенные районы Непала, в Верхний Мустанг). И по всей информации, которая есть, получается, что вы – первые россияне, которые на мотоциклах официально приедут в Ло-Мантанг".

Мы стали копать эту историю, ведь было много отзывов и видео про Непал от мотоциклистов, но все заканчивалось в Нижнем Мустанге. Ребята показывали, что у них за спиной Верхний Мустанг, но ехать туда без разрешения нельзя. Споры будут не утихать, но я считаю, что мы – первые русские мотоциклисты, приехавшие в Ло-Мантанг официально. Это немного другая история, но это добавило нам адреналина в кровь и желания поскорее осуществить эту поездку. Так и сложилось это удивительное, необычайное и очень интересное приключение в бывшее запретное королевство Мустанг. Мы покатались на высотах более 4000 м. Понятно, что там ничего такого нет, никакой растительности, но места фантастической красоты!

Конечно, это не единственное место, где не были русские мотоциклисты и, тем более, на свете существует огромное количество мест, где не был я. Но после этой поездки одним таким местом стало меньше.

img_4011.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Насколько тяжелой и необычной оказалась эта поездка?

— Для меня, как для человека, достаточно далекого от эндуро (мотоцикл для езды по бездорожью), это было одно из самых физически тяжелых путешествий. Было непривычно, что большую часть пути ты едешь в "стойке", а не сидя, развалившись вальяжно как на "Харлее". Под тобой легкий эндуро и поэтому манера вождения, конечно, совершенно иная. Более того, дороги Непала – это весьма специфическая вещь. Они в целом не очень-то даже и дороги, а скорее направления. Очень каменистые, с бродами и водопадами. Это безумно красиво, но требует определенной подготовки. Совсем новичку не стоит ехать в такое путешествие, сперва стоит попробовать себя в более легких эндуро-маршрутах.

Судить о том, что что-то может быть только в Непале, мне тяжело, я мало был в Азии. Человека, который путешествовал много в Европе и Америке, не может не удивить азиатское уличное движение – все это безумное количество всяких скутеров, мотоцикликов и всего прочего двухколесного, которые хаотично ездят во все стороны. Понятно, что я видел это по телевизору, но когда ты сам попадаешь в этот хаос, это сначала немножечко шокирует, а потом ты понимаешь, что хаос – это высшая степень порядка. В нём самом есть свой порядок, надо просто понять и принять его. Тебе становится чуть легче двигаться, и движение в этом потоке уже не кажется таким безумием.

img_4240.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Как доставляли мотоциклы? Были ли сложности? Есть какие-то нюансы?

— Как я уже сказал чуть ранее, в Непале всей организацией занимался наш гид Олег, за что ему огромное спасибо! И мотоциклы были арендованы у местной компании, а Олег сделал абсолютно верный выбор в пользу "Хонды" двухсотпятидесятки. Все-таки японское качество – это японское качество, мотоциклы за всю поездку не подвели нас ни разу, хотя и поскрипывали. Хотя и стоили в два раза дороже, чем иные варианты.

Вторая вещь, которую Олег нам организовал – это был джип сопровождения, потому что везти весь экип на мотоцикле было бы достаточно проблематично. Мотоцикл маленький, а снаряжения надо не мало. Внизу, где Катманду – тропики, жара больше 30 градусов, а в горах по ночам был и минус. Потому и багажа с собой было достаточно много, а в джипе его везти гораздо проще.

Судя по отчетам друзей и комментариям к постам и фото, которые я выкладывал в соцсетях, а особенно от тех, кто был в Непале десять лет назад, страна сделала огромный шаг вперед. И того Непала "из каменного века" уже практически нет. Нет проблем с едой. Не могу сказать, что она прямо вкусная, это скорее пища, чтобы не умереть с голода. Но она уже стала разнообразнее, чем была раньше. Если раньше основной едой были далбат – рис с вареными куриными шкурками и какими-то специями и мо-мо – манты из чего попало, курицы или яка, то сейчас там можно найти и отбивные, и стейки, и гамбургеры, пиццы, макароны. Это просто поесть, гастротуризм – это не про Непал. Есть гостевые дома – достаточно простые, без изысков, но у тебя в номере кровать, душ, туалет, а если повезло – есть еще и горячая вода, это отдельная радость. Но в целом ненужно пытаться завернуться в шкуру яка и как-то пережить ночь, по всей трассе всегда можно найти где переночевать или остановиться покушать. Все вполне приемлемо.

img_4118.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Столкнулись ли на дорогах с чем-то, чего не было ни в одной поездке?

— Езда по Непалу – история достаточно специфическая, потому что там нет дорог в нашем понимании. Для нас это козьи тропы, а для них дорога. Причем непальская дорога – это федеральная трасса, соединяющая отдельные регионы страны, а это что-то вьющееся вдоль скалы, где у тебя тут – ущелье, тут вертикальная стена. И их даже не делают, потому что там бесконечные сели, оползни. Прошел трактор, кое-как разровнял, скинул валуны в обрыв и ты едешь дальше. И вряд ли в ближайшие годы ситуация с дорогами сильно изменится. Это немного поражает, потому что по этой дороге едут с детьми, на груженом транспорте, все свисают как на фотографиях из Индии. Другого выхода нет, не нравится – не езди, сиди дома.

Но горы – это волшебство, это магия! Я не могу назвать себя каким-то диким любителем гор, но они манят, заставляют тебя возвращаться. Я прекрасно помню это чувство после первой своей поездки, когда я уже проехал Памирский тракт, спустился в долину и еду, анализирую всю эту поездку. Думаю, а нафига мне все это надо? Лезть на эти перевалы, страдать, ронять и поднимать мотоцикл, падать, спотыкаться... Зачем? Сел на "Харлей", поехал в Австрию – там прекрасные Альпы, шикарные дороги и тоже красиво. Тоже горы, но есть все удобства. И тут взгляд падает в зеркало заднего вида. Передо мной равнина, а за спиной стоят белые шапки гор. И я понимаю: "Нет, Саня, не обманывай себя. Ты вернешься!" И правда, любую возможность вернуться в горы я сразу же пытаюсь реализовать.

А Непал – это страна фантастическая. Там находится больше половины из 14 существующих на земле "восьмитысячников". Там есть место, где ты стоишь и вокруг тебя сразу три "восьмитысячника"! У тебя сердце разрывается и пульс 140 просто от того, что ты смотришь на это своими глазами. Это сложно описать. "Лучше гор могут быть только горы...", – как пел Владимир Семенович Высоцкий.

img_4192.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Как был зафиксирован рекорд?

— Это не совсем правильное слово. Просто получилось, что мы – официально первые россияне, приехавшие в Ло-Мантанг на мотоциклах. Мы не нанесли его на карту, не открыли западному миру, просто первыми туда приехали. Поэтому такую вещь зафиксировать было нельзя. Но мы зафиксировали время прохождения расстояния между Катманду и Ло-Мантангом и еще одну маленькую дисциплину – от зимнего дворца короля до летнего, в Верхнем Мустанге. Как факт нашего прибывания там, дабы никто уже не мог его оспорить.

img_7446.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Лучший сувенир из Непала – это...?

— Лучший сувенир, который вы привезете из любой поездки – это ваши эмоции и впечатления. Что бы ни случилось в жизни, это останется с вами навсегда. И лично я еду в любое путешествие в первую очередь, кончено же, за эмоциями. За тем, что я увижу своими глазами, за тем, что я испытаю, что я переживу.

А если говорить о сувенирах, то из любой поездки я стараюсь привезти тарелочку. У меня в бане уже почти две стены завешены тарелочками из тех мест, где я был на мотоцикле. Плюс какие-то символические вещи – фигурки местных жителей в традиционных костюмах и тому подобное. Например, с Витимского моста я привез железнодорожный костыль, а из Непала – нож. Он сувенирный, но он один из символов страны, который и на гербе изображен.

img_3724.jpg


Фото: Александр Юнанов

— Что надо знать, если отправляешься в эти места как турист или путешественник?

— Универсальное правило, которое применимо не только для Непала, но и для любой страны – ребята, вы в гостях. У меня отчасти восточное воспитание, поэтому для меня гость – это всегда очень важный человек, для которого ты и дом открываешь, и стол накрываешь. Но и поведение в ответ должно быть соответствующее. Просто понимайте, что вы приехали в гости, это их страна, их обычаи. Относитесь к этому с уважением. Я не говорю о том, что вы должны принимать их культуру или их правила, но соблюдать это надо. Поэтому самое главное в любом месте – оставаться человеком. И не поверите насколько тепло люди вас примут и практически последнюю краюху хлеба вам отдадут.

img_3811.jpg


Фото: Александр Юнанов

 Какой маршрут на очереди? 

—Так случилось, что параллельно с Непалом уже прорабатывалась поездка в Южно-Африканскую Республику, идея которой тоже совершенно случайно образовалась. Но это уже совсем другая история, и я вам ее расскажу в следующий раз.

img_3777.jpg


Фото: Александр Юнанов

Своими впечатлениями о мотопутешествии в Непал поделился Александр Юнанов, мотопутешественник, член Московсокого городского отделения РГО