head-bg-picture

Машина времени: что ленд-лизовский самолёт рассказал историкам

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Машина времени: что ленд-лизовский самолёт рассказал историкам Машина времени: что ленд-лизовский самолёт рассказал историкам

В номинации "Лучшая экспедиция по России" награду присудили проекту "Борт Тюрикова. Возвращение". Это уникальная экспедиция, участники которой вывезли из тундры самолет "Дуглас С-47". Почему специалисты придают такое значение спасению этого самолёта? Чем он знаменит? И какая судьба ждёт "Дуглас-С47" после реставрации? Рассказываем в нашем материале.

"Дуглас-С47" снова поднимается в небо

Кадры вручения награды РГО в номинации "Лучшая экспедиция по России" облетели все каналы. Председатель Красноярского краевого отделения Русского географического общества Игорь Спириденко признаётся: такого внимания на самом высоком уровне он не ждал.

Игорь Спириденко: "Когда мы проявили интерес к этому проекту, мы ещё не знали, что это борт Тюрикова, мы ещё не совсем знали его историю. Ну, мы, наверное, проявили интерес, как … предсказуемо. Потому что мы проявляем интерес ко всему, что необычное, что сложное. Что может как-то испытать нас на прочность".

Товарищ Спириденко – Вячеслав Филиппов. Он - подполковник запаса, сотрудник музея Военно-инженерного института СФУ, несколько лет воссоздавал историю легендарной Красноярской воздушной трассы и трассы Аляска – Сибирь, по которой во время Второй мировой войны ленд-лизовские самолёты перегонялись из США в СССР. Однажды директор музея авиакомпании "КрасЭйр" показала ему фотографии, которые ей принёс неизвестный геолог. На фото в центре тундры был запечатлён целый американский "Дуглас".

 

На его киле даже виднелся заводской номер 232892 и полустертый бортовой номер на фюзеляже – Н-328. Филиппов выяснил, что этот "Дуглас" пришёл из Америки в Красноярск 12 марта 1943 года, через пару недель после схода с конвейера. На фронт не попал, поскольку его передали в Главное управление Северного морского пути. Экипаж самолёта занимался ледовой разведкой и сопровождением арктических караванов и конвоев в Карском море. После войны самолёт поступил в распоряжение гражданской авиации, выполнял обычные пассажирские рейсы из Красноярска в Игарку и обратно.

 

Однако единомышленников, которые бы поняли, что этот самолёт – живая история, Филиппов нашёл только в Сибирском экспедиционном центре Русского географического общества, который возглавляет Игорь Спириденко. Большое внимание уделили работе с архивами и подбору команды для экспедиции: это не увеселительная прогулка, а серьёзный труд. Отдельная серьёзная задача – транспортировка. Поскольку это территория федерального заповедника, необходимы были разного рода согласования. Долго выбирали лучшее время для работы. В тундре можно работать не больше месяца в году, иначе создаётся серьёзный риск для её экологии.

Игорь Спириденко: "Долго спорили, каким нам путём пойти. Чертили, выверяли там. Общались с местными жителями. Общались с опытными экспедиционщиками. Ну и пришли всё-таки к мнению, что тем путём, которым мы сделали эту работу, это был самый верный путь".

В транспортировке участвовало 15 человек. Они демонтировали, укрывали, помогали перемещать. В результате слаженной работы перевозку самолёта завершили раньше запланированного срока.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Участники экспедиции поразились сохранности самолёта. Через 70 лет после посадки его ещё можно починить и поднять в небо. По мнению экспертов, причина этого в местном климате. Всё это время "Дуглас" стоял на колёсах. От разрушительного зимнего ветра защищала пелена снега, который весной очень быстро таял.

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Уцелело и оснащение "Дугласа". Правда, не внутри самолета, а вокруг: люди тундры разграбили самолёт по полной программе. Выдрали сиденья, приборы, части механизмов, рацию, печки… И побросали. Тут же. Для запчастей потребовался грузовик.

Видео предоставлено участниками экспедиции

Эти кадры летом 2016 года показали по всем федеральным каналам. Спустя почти 70 лет после аварийной посадки самолёт вновь поднялся в воздух.

До реки Пясина он пролетел на внешней подвеске вертолёта около 80 километров. Там его ждала баржа, которая довезла до Валька, а далее – на трейлерах в Дудинку. Из Дудинки до Красноярска борт Тюрикова доплыл на теплоходе. 

 
Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Наиболее сложной оказалась перевозка крыльев. Крылья сильно "парусили" на ветру, раскачивали вертолёт. По воздуху вывозить их не решились, оставили до зимы. Эвакуацию проводили в марте 2017 года караваном вездеходов, на специально изготовленных санях.

Игорь Спириденко: "Он важен сам, как такой вот борт уникальный, хорошо сохранившийся и так далее, но есть ещё вторая сторона медали – героическая.  Это история тех людей, которые прикасались к этому самолёту, находились рядом с ним".

Сейчас Красноярское краевое отделение РГО организовывает в Красноярске "Парк-музей освоения Севера. Одним из главных экспонатов музея станет многострадальный ленд-лизовский "Дуглас".

Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Происшествие с C-47 на Таймыре

"Я борт Тюрикова. На борту 3 детей и 6 женщин. 22.04.47 в 00:30 из Кожевниково вылетел самолёт и взял курс на Красноярск. В 5:30 вынужденная посадка. Жертв нет" – это первое послание, написанное командиром экипажа Максимом Тюриковым на обшивке самолёта.

 
Фото предоставлено участниками экспедиции

Фото предоставлено участниками экспедиции

Рейс для Максима Тюрикова был тяжёлым. Днём самолёт выполнил пассажирский перелёт из Красноярска в Косистый (бухта Кожевникова). Там он забрал шесть освободившихся заключённых, а экипаж стал готовить борт к обратному рейсу в Красноярск. Попутно он должен был забрать пассажиров в Хатанге, Дудинке и Туруханске.

На обратном пути планировалось дозаправиться в Хатанге и через Дудинку и Туруханск отправиться в Красноярск. Официальные данные об этом полёте довольно скудные: в 00.30 по московскому времени самолёт поднялся в воздух, через полчаса связь с бортом пропала. Пилоты лишь успели передать, что попали в снежный заряд. Так синоптики называют пургу и ливневый снег в Заполярье. Сообщили, что летят вслепую, видимости из-за облаков нет, и что отказал левый двигатель. Через двадцать минут Хатанга приняла обрывки ещё одной радиограммы, сигналы были очень слабыми — вероятно, аккумуляторы "Дугласа" практически разрядились. Экипаж самолёта сообщал, что идёт на посадку в заснеженной местности, точные координаты неизвестны.

Надеялись, что самолёт обнаружат быстро. Но долгожданная помощь не приходила. Через три дня после падения капитан с двумя членами экипажа и шестью пассажирами (теми самыми заключёнными) отправился искать ближайшее селение. С тех пор они, за исключением капитана Тюрикова, числятся пропавшими без вести.

После посадки самолёт остался цел, в нём можно было укрываться от ветра. На борту был серьёзный перегруз 852 килограмма. Это продукты, вещи, топливо. Из них продуктов – самый минимум. Ведь летели не в турпоход, а домой или в гости. Вместе с пассажирами остался второй пилот Сергей Аношко. Позднее он вспоминал: "Продукты поделили на части, экономили, на каждого в день – по ложке крупы. Дни шли. Люди были измотаны, но бодрились". По примеру командира они тоже начали делать записи на обшивке.

"Сидим одни. Всё на исходе. Духом никто не падает. Праздник встретим весело", – написал кто-то из пассажиров 1 мая 1947 года. Грелись, разводя костёр рядом с самолётом: сжигали бумаги, часть одежды. Раскапывали снег, доставали из-под него сухую траву, кустарник и мох. Держались из последних сил.

Игорь Спириденко: "Я могу предположить, что всё-таки советский человек – он был особенный человек. Учитывая, что там были и женщины, и дети, всё равно, наверное, была некая ответственность, и они друг друга поддерживали. У них было топливо, у них была обшивка, которую они отдирали, жгли. Там были бочки из-под топлива. То есть люди грелись. Спали они внутри борта, то есть были защищены от ветра. У них были консервы, но немного. Они разделили это всё по горсточке на каждого человека на сутки. И я думаю, что силой духа, только так они держались. Но это именно потому, что это были советские люди".

О пропаже борта Тюрикова информацию передали во все населённые пункты края. Радисты прислушивались к эфиру, и вот сигнал с "Дуглас C-47" услышала 19-летняя радистка из Волочанки Лида Торгашина. Шли только первые сутки с момента пропажи самолёта. Это случилось часов через 10 после посадки. Она рассказала о морзянке руководству, но её не послушали. Погода ухудшалась, поиски решили прекратить как бесперспективные. Спустя две недели жена бортрадиста Алексея Смирнова от отчаяния направила телеграмму в Кремль Сталину. Через два часа пришёл ответ.

Иосиф Сталин: "МУЖАЙТЕСЬ ЛЮДИ НАШЕЙ СТРАНЕ ДОРОЖЕ ВСЕГО ПОИСКИ ВОЗОБНОВЛЕНЫ НАПРАВЛЕНЫ ЛУЧШИЕ ЛЕТЧИКИ ШАТРОВ ФЕДОРЕНКО И ДР НАДЕЙТЕСЬ ХОРОШИЙ ИСХОД С УВАЖЕНИЕМ И.СТАЛИН".

Лётчики снова начали прочесывать тундру. Один из них – Фёдор Шатров – прислушался к словам радистки Торгашиной. 11 мая люди возле "Дугласа" услышали в небе гул мотора. Всех их вывезли на Большую землю. У некоторых были обморожения и истощение, но главное – все они остались живы. Останки командира обнаружили через шесть лет в 120 километрах от места аварии.

Командир судна Максим Тюриков – настоящий ас. Из 36 лет жизни 15 – лётный стаж. Он прошёл войну и выбирался из разных более скверных передряг. Максим Дмитриевич – выпускник Хабаровской школы пилотов. В прошлом летал в Енисейской авиагруппе Главного управления Северного морского пути, где считался одним из лучших пилотов. Был награждён орденом Красной Звезды (1944 г.), знаком "Почётный полярник" (1943 г.), медалями "За оборону Советского Заполярья", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.".

Самолёт эвакуировать не могли, а потому списали его, после чего он оказался забытым и заброшенным. 

Другие факты об экспедиции и уникальном самолёте можете узнать из документального фильма