Маяки, музей, Headliner!

На экспозиции Музея маячной службы. Фото: Андрей Стрельников

Ленинградское областное отделение Русского географического общества тесно сотрудничает с расположенным на кроншатдтском форту "Константин" Музеем маячной службы. Представители Музея участвовали в экспедиционных выездах Отделения, а в рамках культурно-просветительской программы "Мой край" для Кингисеппского района Музей принимал экскурсионные группы школьников из поселка Усть-Луга, деревень Вистино и Большое Кузёмкино.

2c9a3873.jpg


На экспозиции музея. Фото: Андрей Стрельников

Что же это за музей, чем он интересен и уникален? В июле 2017 года, на территории форта "Константин" в Кронштадте начал работать первый в России Музей маячной службы. Ведь до этого в нашей стране не было специального "маячного" музея, который могли бы посетить все желающие. А между тем интерес к маякам и истории маяного дела в России явно повышался, на экскурсии по маякам записывались десятки людей, красивые снимки с маяками, выложенные в соцсети, набирали многие сотни (а иногда и тысячи) лайков. Тема маяков становилась все более актуальной, и такой музей просто обязан был появиться в именно в Кронштадте!

2c9a3834.jpg


А вот и трофей "Headliner"! Фото: Андрей Стрельников

Музей живет и активно развивается, появляются новые экспонаты, растет количество посетителей, более того, в начале 2019 году член Ленинградского областного отделения РГО и основатель первого в России Музея маячной службы Владимир Владимирович Ергер получил премию "Headliner года" в номинации "Культура и искусство"!

Целью всероссийской премии "Headliner года" является поддержка лидеров, вносящих весомый вклад в развитие общественных проектов, культуры, науки, бизнеса и спорта. Иными словами, премии вручают общественникам за общественные проекты. То есть тем самым энтузиастам, которые являются основой Русского географического общества, которое, как известно, является старейшей общественной организацией!

151a5881.jpg


Владимир Ергер с одним из экспонатов музея. Фото: Андрей Стрельников

Именно поэтому мы и решили взять небольшое интервью у Владимира Владимировича Ергера, в котором он рассказал о Музее маячной службы, его основании, развитии и работе. Итак, начнем задавать вопросы!

– Кто посещает музей, самые необычные посетители?

– В музей приходят абсолютно все. В музее все как в жизни: на экскурсии одновременно могут оказаться самые разные люди: младенец у мамы на руках, женщина, пережившая Блокаду в свои детские годы, опытный моряк с миллионом морских миль за спиной. И с каждым нужно вести диалог, каждому открывать удивительные истории. Открыть свет маяков группе трудных подростков или рассказать о маяках профессиональным морякам – что больше походит на вызов? Каждая встреча с посетителем – это большая радость открытия, в том числе для нас. Часто посетители делятся с нами своими знаниями в оптике, электронике, химии, за что мы им благодарны. Самые необычные посетители – это дети. Они задают совершенно удивительные вопросы, нередко ставя в тупик весь коллектив музея. И не ответить нельзя, мы обязаны дать разъяснение, да так, чтобы все поняли и загорелись историей мореплавания иначе зачем мы нужны.

_mg_1926.jpg


В фонарном сооружении маяка Сескар. Фото: Андрей Стрельников

– Твой любимый/самый интересный для тебя маяк?

– Это очень трудный вопрос. Ведь есть любимые красивые маяки. Есть маяки с любимыми историческими событиями, а есть любимые заслуженные маяки.

Но самый любимый, пожалуй, маяк Сескар. Так сложилось, что на Сескаре я побывал еще школьником. Высокая, статная, мощная чугунная башня меня удивила. Рядом с ней я был таким маленьким, но, смотря со смотровой площадки маяка вниз, я был большим, а маячники маленькими. И детские воспоминания романтизируют этот маяк, к тому же он и красивый и заслуженный.

2c9a3771.jpg


Старинная линза с маяка Сескар. Фото: Андрей Стрельников

– Расскажи пожалуйста про самые интересные экспонаты музея, может быть, с ними связаны какие-либо интересные истории?

– Так получилось, что самый крупный и самый ценный экспонат – линза 1857 года – имеет самую запутанную историю. Мы нашли ее практически случайно, в сарае под толстым слоем пыли и грязи. При этом мы несколько месяцев не могли идентифицировать, откуда эта линза. Даже маячники, которые работали на маяках Финского залива путались. То ли линза с маяка Сескар, то ли с маяка Большой Тютерс. Наконец в документах гидрографической службы нашлись записи и схемы, где была прорисована наша линза с четким указанием, что это линза маяка Сескар, то есть самая старая линза России.

И теперь двухметровая  линза освещает своим светом целый зал музея и вызывает у людей самый оживленный отклик. Когда я веду экскурсию, то стараюсь в зал с линзой зайти раньше группы, что бы успеть развернуться и посмотреть на эмоции людей. Лица посетителей передают целую гамму переживаний, удивление, недоверие своим глазам, восторг. Люди сразу произносят самые разные ассоциации, которые рождаются в голове. Ее называли домиком принцессы, хрустальной горой, ракетой. И самое главное, что она проникает своим светом в сердце каждого посетителя!

151a5326.jpg


Николай Тихонович Макаренков - начальник маяка Северный Гогландский. Фото: Андрей Стрельников

– Расскажи про профессию маячника и личные качества необходимые для маячника?

– Одно из самых важных качеств – это возможность жить в некоторой изоляции от общества. Ведь чаще всего маяки находятся далеко от городов, на островах, где кроме самих маячников никого нет. Конечно, это люди смелые, волевые, готовые принять решение, не дожидаясь советов со стороны.

При этом профессии "начальник маяка" никто не учит, нет ни специальных учебных заведений, ни курсов подготовки. Есть требования к знаниям. Человек, желающий работать на маяке, должен знать и уметь управляться с дизельгенераторами, ведь электричество в большинстве случаев на маяках автономное, а это не только свет маяка, но и безопасность жизни самих маячников. Нужно знать основы электротехники, ну а приборы и технику можно изучить на маяке.

2c9a3464.jpg


В залах музея. Фото:Андрей Стрельников

– Есть ли подобные музеи за рубежом, дружите ли вы с ними?

– В мире много маячных музеев. Самые крупные работают во Франции и Англии как странах, которые были законодателями тенденций и обновлений в маячном деле. Во многих странах маяки открыты для посещения, на них созданы небольшие музеи, рассказывающие историю каждого конкретного маяка. Пока наш музей в начале своего пути, но с маячным обществом Англии в переписку уже вступили. Будем дружить.

2c9a3849.jpg


На экскурсии в музее. Фото: Андрей Стрельников

– Кто помогает музею и работает в нем?

– Помогают нам друзья. И наши однокашники-гидрографы и новые друзья – посетители музея, которым тема сохранения маяков близка. Они дарят нам экспонаты, делятся фотографиями, знаниями и историями. В музее работает маленький, но очень дружный коллектив. Я, мой друг и сооснователь музея Михаил Бородавкин. Наравне с нами работают экскурсоводы Анастасия и Ирина, и хранитель коллекции Елизавета. Такие же, как и мы, увлеченные маяками и морской историей. Они дарят нам вдохновение и силы на развитие музея, вносят уют и домашнее тепло, а также составляют детские программы, занимаются научной работой, топят печи. У нас не просто музей, это уже наш дом, это очень хорошо чувствуют гости. Нам постоянно говорят, что жаль уходить, что у нас по-домашнему уютно.  

151a8276.jpg


Лампа маяка Стирсудден. Фото: Андрей Стрельников

– Что посоветуешь тем, кто интересуется маяками, книги?

– Рекомендую к прочтению книгу "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" директора маяков и лоций Балтийского моря контр-адмирала Романа Ивановича Баженова, изданную в 1884 году. Она есть в открытом доступе в Российской государственной библиотеке. Эта книга раскроет все технические тайны маяков, построенных до XX века.

dji_0170.jpg


Шепелевский маяк. Фото: Андрей Стрельников

– Почему маяки нужны в 21 веке, когда есть системы ГЛОНАСС и GPS?

– Любая спутниковая система – это сложный организм, и любой выход из строя отдельных узлов может привести к выходу из строя всей системы, а маяк это объект, для наблюдения которого достаточно зрения. Даже в случае глобальных катастроф, когда все радиоэлектронные системы выйдут из строя, маяки продолжат свою работу. К тому же в мире достаточно большое количество кораблей и корабликов, на которых нет спутниковых навигационных систем, а маяк для них самый точный ориентир и надежда на спасение!