Утром 28 августа из гавани города Ломоносов в сторону маяка Толубхин отправился большой гидрографичекий катер "Евгений Гницевич" с целым десантом представителей Министерства обороны, общественных организаций и, конечно же журналистов. Местом высадки этой весьма представительной делегации стал крошечный островок в 6 километрах от острова Котлин - маяк Толубхин. Ведь именно в этот день 300 лет назад начал свою работу построенный по указанию императора Петра I старейший на территории России маяк. В мероприятии также приняли участие представители Ленинградского областного отделения РГО.
На старинной башне был поднят государственный флаг Российской Федерацииа. В 12 часов дня началось торжественное собрание, приуроченное к 300 летию маяка.
С привественными словами к гостям и участникам мероприятия обратились предствители Управления навигации и океанографии Минобороны России, Ленинградской военно-морской базы, Ленинградского областного отделения Русского географического общества, а также представители частных компаний, оказывающих помощь и содействие в популяризации маячного дела и сохранении маяков. После окончания собрания все гости и участники празднования были приглашены на экскурсию по старинному маяку.
На протяжении своей долгой истории башня Толбухина меняла свою высоту и очертания, но всегда неизменной оставалась главная функция маяка - быть ориентиром для мореплавания. Нынешняя башня была построена в 1810 году по проекту выдающегося русского гидрографа Леонтия Спафарьева.
Маяк вошел в историю русской литературы, ведь о нем и непростых условиях работы маячников в своем рассказе "Толбухинский маяк" написал декабрист и известный литератор Николай Бестужев: "Восемьдесят шагов в длину и пятьдесят в ширину составляют все пространство каменного островка, населяемого шестью отшельцами. Каждая птичка, к ним ветром занесенная, каждая травка, между камней проросшая, радует их несказанно; они берегут их, защищают от ветров и дождя и каждый после трудов отдыхает, занимаясь своим прутиком, своим цветочком, своею ласточкою".
На протяжении своей истории маяк, находившийся близко к Кронштадту, был настоящим испытательным полигоном для новых технических навигационных средств, а в годы Великой Отечественной Войны, когда маячная лампа была погашена, на почти 30-метровой бане маяка располагались артилерийские разведчики, засекавшие огонь вражеских батарей, обстреливающих осажденный Ленинград.
Ко дню создания маяка в маячном городке был произведен ремонт, а также заменено светотехничекое оборудование на башне маяка, позволившее перейти на питание от современного и экологичного источника энергии - солнечных батарей.