Методический прием «Географическая почта» - достаточно традиционный формат организации фрагмента урока или образовательного мероприятия. Он применим для материала, который подлежит систематизации и группировке. Как правило, готовятся несколько конвертов с надписями-«адресами». Это могут быть названия материков, природных зон, оболочек Земли, государств и т.д. А также готовятся карточки-«письма», на которых написаны или изображены определенные понятия, названия, термины, фамилии и/или фото путешественников, достопримечательности и т.п., которые обучающиеся должны разложить по конвертам и не ошибиться с «адресом».
Такой формат имеет ряд преимуществ перед традиционным устным опросом, или бумажным, или компьютерным тестированием, которые более распространены среди педагогов. Устный опрос не позволяет за ограниченное время охватить весь класс; компьютерное тестирование требует наличия техники в кабинете на всех обучающихся и загрузки теста в программу, которая сразу автоматически обрабатывает результаты; тестирование на бумаге (с открытым или закрытым ответом) затрачивает много ресурсов (распечатать бланки вопросов/ответов, проверить их и выбросить). Настольная «почта» этих недостатков лишена.
Рассмотрим пример «географической почты» по теме «Стороны света». Все ответы на вопросы здесь могут быть сгруппированы в четыре категории (четыре «адреса»):
- Север (северный);
- Юг (южный);
- Запад (западный);
- Восток (восточный).
Вопросы могут быть самые разнообразные, главное, чтобы ответы на них соответствовали категориям ответов. Наряду с непосредственно географическими вопросами можно добавлять шуточные или на проверку кругозора, межпредметного характера. По теме «Стороны света» можно включить вопросы на знание биологии, литературных произведений, истории и пр.
Формат распечатки вопросов и «адресов» подобран под стандартный лист для распечатки на принтере. Все «адреса» (четыре «почтовых ящика») размещены на одной «площадке» - это четыре кармашка, сделанные из одного листа А4, сложенного пополам и скрепленного степлером в определенных местах (отмечены на распечатке короткими черными отрезками). Задания-«письма» не объемные, после распечатки каждое отрезается на отдельном узком листочке, ширина которого соответствует размеру кармашка-«адреса».
Удобно, что один и тот же комплект можно использовать для разного возраста обучающихся: базовые вопросы можно дополнять более сложными, и легко убрать «лишние» для работы с младшими классами. Для быстрой проверки и чтобы сортировать вопросы, на каждом из них проставлен уникальный код – буква или буквенное сочетание (если вопросов много). Запомнить их применительно к формулировке вопроса невозможно, а вот для сортировки это очень удобно. К комплекту составляется бланк правильных ответов, где по категориям-«адресам» указываются только эти коды. Хранить комплект вопросов можно прямо в «почтовом ящике», вложив их не поперек в кармашки ответов, а вдоль, с торца. Кто выполнял работу – может подписать карандашом на конверте (перед следующим использованием стереть), а лучше написать на отдельном листочке и вложить в конверт вместе с ответами, тогда комплект будет более долговечным. Если параллельно пользоваться несколькими комплектами заданий (например, для охвата всех обучающихся в классе при организации групповой работы или на конкурсном мероприятии с участием нескольких команд), тогда лучше распечатать каждый комплект на бумаге другого цвета, или пометить все листочки с заданиями и конверт с ответами по одной стороне маркером определенного цвета – тогда они не перепутаются.
Проверку выполненных работ можно доверить даже самим школьникам – после выполнения поменяться группами, и проверять работу «соседей». Проверку целесообразно проводить по каждой категории отдельно. Например, начинаем проверять с категории «север» - достаем все задания из нее и раскладываем на столе так, чтобы было видно все. Просим ребят по очереди зачитывать, какие формулировки здесь лежат, и все группы убирают из своей раскладки правильные ответы – в одну стопку, неправильные – в другую. По ходу сразу обсуждаем, почему это на своем месте или не на своем, и где должно быть.
Этот комплект можно использовать как при формировании новых знаний (взять небольшое количество базовых вопросов и раскладывать их по мере освоения новой темы), так и при фронтальном закреплении изученного материала (групповая работа). Можно воспользоваться им и при индивидуальной проверке сформированости образовательных результатов по данной теме у конкретного ученика (например, если он пропустил тему по болезни). Дополнив комплект сложными вопросами можно использовать его при подготовке к олимпиаде. Дополнив шуточными вопросами - для проведения образовательного мероприятия во время «Недели географии» и так далее.
Преимуществка данной формы работы:
Для обучающегося:
- Возможность перепроверить себя, пролистав всю группу вопросов с однотипным ответом.
- Возможность еще раз обдумать ответ и изменить его – просто переложить в другой кармашек.
- Это разнообразие наряду с другими формами работы на уроке.
Для педагога:
- Доступность для самостоятельной исполнения (распечатал, нарезал, скрепил).
- Охват всех обучающихся по всем вопросам (в противоположность устному опросу).
- Быстрота проверки (благодаря ключу с буквенными кодами).
- Многоразовость использования (в отличие от традиционных листов с тестами).
- Количество вопросов может быть неограниченным, их можно изменять, дополнять, убирать неактуальные, использовать на образовательных мероприятиях разного уровня.
Материал для распечатки по теме «Стороны света» в формате «географической почты» доступен по ссылке https://cloud.mail.ru/public/bg6w/6YrVD2Btf (разработчик – к.б.н., доцент, методист высшей категории Г.Р.Гильманова).