Редкий ненецкий бог не кочует. Однако есть среди них тот, который это делает так, как положено вслед за ним делать людям. В ненецких легендах его нарицательно именуют Мюсеня Хасава - Кочующий Человек. Его действительное имя – Илебямбэртя – тоже по-своему нарицательно, поскольку в нём сочетается два широко употребимых понятия – илебц (жизнь, благополучие, хозяйство, добыча, дикий олень) и пэрць (делать, обращаться, держать, звать, направляться).
Илебям' пэртя (Илебямбэртя) - образ, относящийся к небожителям, считается покровителем домашних оленей и хозяином диких оленей. Он ближе всех к человеку, жертвоприношения принимает непосредственно и поэтому осмеливается вступать с человеком в прямую связь – даровать удачную охоту, охранять стадо и т.д. Илебям' пэртя обозначает огромное стадо оленей, большое количество животных, которое мечтает, и стремиться создать в своём хозяйстве, каждый ненец.
Многие из исследователей отмечают в качестве главной заботы Илебямбэртя охрану диких оленей. Ненцы и сегодня нередко путаются, каких же всё-таки оленей дарит людям Илебямбэртя – диких или домашних. Ответ (после некоторого раздумья) звучит, как правило, мудро: «И тех, и других». По фольклорным текстам Илебям' пэртя – это человек, который при жизни сделал много добрых дел и Нум дал ему право дарить людям оленей, дичь и покровительствовать оленеводству. Есть и другая версия, что он выбирается из числа необычных людей самим Нумом.
Иногда в мифологических представлениях образ Илебямбэртя отождествляется с Нумом. Например, по наблюдениям И. Лепёхина, одно и то же верховное существо самоеды Большеземельской тундры называют Нум, а Малоземельской – Илеумбарте.
Вместе с тем они разные персонажи: Нум более созерцателен, а Илебямбэртя более деятелен, он вмешивается в людские судьбы чаще, чем Нум. При этом, по словам Илебямбэртя, оленей людям посылает именно Нум. То есть он является исполнителем воли Нума, а, возможно, и его воплощением. Он приносит на Землю идею-таинство превращения дикой природы в богатство. Илебямбэртя представляет (воплощает в себе) Нума там, где дикое граничит с домашним, или происходит их взаимопревращение. Поэтому он называется первым оленеводом, равно как и хранителем диких оленей. Поэтому и его роль в обустройстве мира на первый взгляд не слишком заметна, но необходима.
Ездит Илебямбэртя на двух оленях по семь саженей от головы до хвоста каждый, а в некоторых сказаниях запрягает в нарты белых медведей и волков. Его жёнами могут быть Мяд' пухутя, дочь стариков чаек, сестра Нума, дочь великана-людоеда, дочь царского советника, дочь кузнеца. Как видно из этого перечня, он связан брачными узами с разными стихиями.
Таким образом, Илебямбэртя и Нум разные персонажи, но они находятся во взаимодействии в функции владения природными богатствами и человеческим счастьем.
Музейное объединение НАО