Михаил Камский завершил свою экспедицию "От центра к центру"

Фото предоставлено М. Камским

Мастер спорта по спортивному туризму, Заслуженный путешественник России, действительный член Русского географического общества Михаил Камский завершил свою экспедицию от географического центра в Республике Башкортостан до географического центра Азии. Ниже мы приводим его текст в полном объеме, без сокращений.

"Центр Азии находится в городе Кызыле – столице республики Тыва. Многие мои друзья-туристы, совершавшие свои походы по горам и рекам Восточного Саяна посещали это место, а я там не был. Идея достичь центр Азии возникла осенью 2019 года, когда я был приглашён на открытие памятного знака «Центр Башкортостана», находящегося в районе деревни Зириково Гафурийского района.

От центра к центру – так я назвал свой проект, который провожу под эгидой Русского географического общества. Весной мы с супругой попытались доехать до центра Европы в городе Полоцке на севере Белоруссии. Но российские таможенники в сопредельное государство нас не пустили. И вот в конце лета старший сын Андрей, проживающий в Новосибирской области, берёт отпуск и мы с ним решаем ехать.

31 августа я выехал из Иглино в Центр Башкортостана и снова вернулся домой, чтобы рано утром выйти на маршрут.

Фото Михаила Камского

За два дня я добрался до станции Линёво, где живёт Андрей. Ужин готовил на портативной газовой плитке, ночевал в машине. Этот маршрут нам хорошо знаком. Запомнился туман в городе Сим и грандиозное расширение трассы М-5 за Ашой.

По плану на следующий день мы приехали в город Томск, где проживает мой двоюродный брат. Племянник провёл нам ознакомительную экскурсию по городу, после которой мы выехали за город в садовый участок брата где и заночевали. Укрепление родственных и дружеских связей всегда я ставил в задачу всех своих походов. Во время вечерних посиделок у очага договорились, что на обратном пути мы заедем сюда за саженцами кедров.  Рано утром снова в путь через Юргу , Кемерово, Ачинск в Красноярск, где мы планировали посетить заповедник «Столбы». Прибыли мы туда вечером и уже в сумерках посетили несколько скал.

Место ставить палатку не было и ночевать нам пришлось в машине. Рано утром снова в путь мимо Красноярской ГЭС, в тайге, по серпантинам. Вскоре тайга кончилась, пошли поля и редколесье. Въехали в Хакассию. Пейзаж изменился – пошли степи.

Фото Михаила Камского

Но вот показались горы Восточных Саян, и мы снова въехали в тайгу с крутыми подъёмами, спусками, серпантинами и красотой заповедника «Ергаки».

Через два часа мы въехали в республику Тыва и уже по хорошей дороге, через степь, быстро доехали до её столицы города Кызыл. Город небольшой – 120 тысяч населения. Ознакомились с достопримечательностями и самое главное с монументом «Центр Азии». Сбылась моя давнишняя мечта.

Ночевали в гостинице «Монгулек». Утром созвонились с председателем Тывинского отделения Русского географического общества Аракчой Кара-кыс Донгаковной и договорились о встрече у здания Национального музея.

Был понедельник, и музей был закрыт для посетителей. Но директор музея Каадыр-оол Бичелдей является заместителем Кара-кыс Донгаковны, поэтому в его кабинете состоялась наша встреча с чаепитием, обменом сувениров, рассказами о нашей и их деятельности. После этого нам персонально была проведена экскурсия по залам музея.

Контакт установлен, задача выполнена и в 11:20 мы тронулись в обратный путь. Всё пошло в обратном порядке: степи, горы, тайга, граница Красноярского края,город Абакан-столица Хакассии. За Абаканом мы ушли напрямую на Ачинск.

На границе с Красноярским краем, в перелеске, поставили палатку и переночевали.

И снова ранний подъём. В 8 часов утра выходим на трассу «Сибирь». В районе Мариинска уходим напрямую на Томск, где брат уже подготовил нам саженцы кедра. После обеда отправляемся в обратный путь. В Новосибирске делаем фото на фоне театра, на сцене которого в молодости мене посчастливилось выступать.

Уже в сумерках прибываем в Линёво. На следующий день у нас Днёвка- день отдыха, который мы посвятили общению с родственниками, посещению кладбища и посадке саженцев.

Два дня обратного пути запомнились дождями в Курганской области и на Урале. Трасса М-5 с очень напряжённым движением, крутыми подъёмами и спусками серьёзное испытание для автомобилиста. Всего за 11 дней было пройдено 8117 километров. Наибольший дневной пробег составил 1301 километр, наименьший 330 километров. Поставленные цели были выполнены и это принесло глубокое удовлетворение. Жизнь прекрасна ещё и потому, что можно путешествовать".