Мир в подводном мире: в Самаре прошла встреча с водолазом и поисковиком Александром Иванченко

Фото: пресс-служба Самарского отделения РГО

Встреча с профессиональным водолазом, участником многих экспедиций, обладателем почётного знака "За отличие в поисковой деятельности" третьей степени Александром Иванченко прошла в Самаре в рамках проекта областного отделения Русского географического общества "Клуб путешественников". Исследователь глубин рассказал о работах в Керченском проливе, где в годы Великой Отечественной войны погибло большое количество кораблей.

Александр — член Самарского отделения Русского географического общества и тольяттинского клуба "ЭПРОН" ("Экспедиции подводных работ особого назначения"), входящего в состав организации "Поисковое движение России". Изначально группа энтузиастов-аквалангистов именовалась "Нептун", но со временем спуски под воду ради самих спусков переросли в нечто большее. Подводники стали оказывать помощь археологам, участвовать в поисковых экспедициях. Тогда поменялось и название коллектива.

Точкой особого притяжения для Иванченко и его товарищей-единомышленников стал Керченский пролив — настоящее кладбище погибших кораблей. В ожесточённых боях Великой Отечественной войны здесь затонули десятки судов. Сегодня на морском дне лежат груды покорёженного и проржавевшего металла, у которых когда-то были имена, экипажи, боевые задачи.

Уже не первый год в Керченском проливе проходят экспедиции, главная цель которых — идентифицировать находки. Александр Иванченко участвует в них пять лет.

"Когда мы находим останки судна под водой, очень важно установить, какое именно судно мы нашли. Хорошо, если сохраняются таблички с названиями, но такая удача случается не всегда. Испробуем все возможные варианты. Стараемся найти номера, работаем в архивах, сверяем фотографии того, что нашли, с чертежами судов, затонувших в заданном районе", — поделился Иванченко в ходе встречи в общественном центре Сбербанка в Самаре 15 сентября 2021 года.

jl-hnbm3rqc.jpg

Фото: Александр Иванченко/"ВКонтакте"

Работы в архивах порой  занимают очень много времени. Например, в общей сложности два года потребовалось на идентификацию фрагментов теплохода "Рот Фронт" — одного из последних судов, эвакуировавших мирных жителей. На его борту находилось около 600 человек. "Рот Фронт" подвергся налёту немецкой авиации в ноябре 1941 года и затонул у мыса Железный Рог. Спастись удалось единицам.

"Мы никогда не видели останков погибших людей, они не сохраняются в воде так долго, так что, когда работаешь на глубине, страха нет. Когда заканчиваешь работу, есть удовлетворение. Ещё одна точка поставлена, и потомки погибших теперь знают, в каком квадрате опустить на воду венок", — рассказал Александр.

На дне Керченского пролива все затонувшие суда лежат вместе. В ходе одной из экспедиций был обнаружен и идентифицирован немецкий торпедный катер. Поисковики передали информацию в Германию и через некоторое время получили благодарности от родных погибших. Тем, чьи предки 80 лет назад были на другой стороне, тоже важно знать, где опускать венки на воду.

Иванченко и его коллегам интересен не только Керченский пролив, но и местная Атлантида — Ставрополь-на-Волге, в 1950-е годы скрытый водами Куйбышевского водохранилища. Поскольку городское имущество планомерно перевозили на новое место, всё ценное забрали, и интересных находок здесь немного. Но всё же музей клуба "ЭПРОН" пополнился некоторыми интересными предметами. Также минувшим летом Александр провёл гидроакустическую съёмку по всему маршруту Жигулёвской кругосветки — водного туристического маршрута по рекам Волга и Уса.

Оксана Ларешина