Модель пинка «Великий Устюг» 1751 года пополнит коллекцию старинных вологодских судов судомоделиста Сергея Лушкина

Вологодчина славилась корабелами. По указу Петра наших мастеров отправляли в Петербург, Архангельск, Воронеж на строительство кораблей. 70 процентов мастеров на кораблестроительных верфях в то время были выходцами из Вологодской губернии.

Неудивительно то, что в начале XVIII века названия городов Вологодской губернии и местных святых носили более 20 кораблей. В честь Поморья, к примеру, названы всего два корабля. В честь Вологодчины – пинки «Вологда» и «Великий Устюг», фрегат «Феодосий Тотемский», три галеры «Шексна», галеры «Чагодоща», «Устюжна», галиоты «Вологда» и «Тотьма».

- Эту модель  - пинк «Великий Устюг» 1751 года - делаю по чертежу из архива ВМФ, город Санкт-Петербург, в масштабе 1:72. Выполняю работу в стиле мастеров XVIII века без применения синтетических материалов и красок. Корпус и рангоут (мачты и реи) набраны из девяти видов натурального дерева (черное - эбеновое, желтое - самшит, красное - падук, палисандр и белое - клен). Металлические детали изготовлены из латуни и меди, зачернены методом оксидирования, - отметил Сергей Лушкин.

Сергей Лушкин – пенсионер, морской офицер, капитан второго ранга в отставке, член Русского географического общества. Его дед – Александр Лушкин, был старшим судовым механиком в пароходстве Милютина. Поэтому к Мариинской водной системе у его внука любовь генетического уровня.

Описание модели – пинк «Великий Устюг» 1751 года

Корпус корабля собран из шпангоутов из осины. Палуба имеет седловитость в двух плоскостях и набрана из планок яблони. Планширь, бархоут – из мореного дуба (черного цвета), пролежавшего в воде без доступа воздуха около 100 лет. Яблоневые планки придают охристый цвет борту. На подводную часть использовалась мореная осина. Зеленый цвет верхней части бота придала груша, тонированная по специальным технологиям; полосы по борту и декор (украшения) желтого цвета выполнены из самшита; окна и стеньги белого цвета – из клена. Рейки падука придали красный цвет внутренней части борта.

Каркас окон выполнен из белого клена особой породы толщиной 0,4 миллиметра, межрамные переплеты – 0,3 миллиметра; внутри вставлены стекла. Каждая рама имеет свою форму и подогнана по месту установки.

Якоря и пушки отлиты из латуни с последующим чернением.Для том-буя, указывающего место якоря на грунте, в торговом флоте использовали облегченные бочки. Для лучшей заметности их окрашивали в красно-белый цвет, но чаще ограничивались влагостойкой пропиткой.

Корпус шлюпки выполнен досками внакрой из мореного дерева, палисандра и яблони. Часть корпуса ниже ватерлинии имеет светло-серый цвет,  закрыта рейками из мореной осины, пролежавшей в воде без доступа воздуха около 50 лет.Для корабельного декора использован самшит, придающий деталям желтый оттенок.

Гвозди выполнены из медной проволоки толщиной 0,3 миллиметра. Они крепят металлические полосы крышек пушечных портов.При изготовлении модели (для крепления пушек, деталей оснастки парусов) использовано более 240 скоб и рымов.

Хобби и его философия

Сергей Лушкин родился в Череповце в 1953 году. В 1975 году окончил высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола в Ленинграде, в 1980 году - высшие офицерские курсы. Проходил службу на подводных лодках Тихоокеанского флота. После выхода в запас, в 1992 году, увлекся изучением истории Российского судостроения XVI - первой половины XVIII века. В итоге стал сам создавать модели. Работа эта не только кропотливая, но и сложная, потому что чертежей того времени практически не сохранилось.

– Я занимаюсь точной реконструкцией, поэтому и информацию собираю по крупинкам. В российских архивах практически невозможно найти подробные и достоверные данные о тех судах, которые  я делаю. Сотрудничаю с госархивом флота, военно-морским музеем в Санкт-Петербурге. Для того, чтобы найти чертежи пинка «Вологда», я направлял запрос в британский музей в Гринвиче и в музей Амстердама. Только там мне смогли помочь, – рассказал судомоделист в одном из интервью, когда приступал к постройке модели пинка «Вологда».

Постройку модели корабля пинк «Вологда» 1749 года он завершил год назад, весной 2020 года. Он также выполнен в масштабе 1:72 и имеет полное парусное вооружение. Основной материал – дерево. Из металлов – медь, латунь и сталь. Паруса – из тонированной бязи. Для имитации стекол в окнах – слюда.

Череповецкий эксперт по миниатюрам отдает свое предпочтение моделям русских парусных кораблей, причем Вологодской губернии первой половины XVIII века. Это, как правило, небольшие парусные суда – военные, торговые и промысловые: кочи, лодьи, карбасы, новгородские бусы, ушкуи, шитики, архангельские гукоры, пинки.

При этом, по словам Сергея Владимировича, в целом у российских судомоделистов, можно сказать, нет интереса к российскому флоту. Большинство мастеров изготавливает модели иностранных судов. Череповчанин трудится над своими шедеврами прямо в квартире.

Его работы экспонировались в музеях Череповца, Вологды, Кириллова, Тотьмы, Переславля-Залесского. Проект поддерживает и Вологодское отделение Русского географического общества. 

Екатерина Старостина

Фото: cherinfo.ru и из личного архива героя публикации