head-bg-picture

Мое место – на Севере

Фото: Научный архив РГО

Фото: Научный архив РГО

Мое место – на Севере Мое место – на Севере

140 лет назад, 5 мая 1877 года, родился русский гидрограф, офицер военно-морского флота, действительный член Русского географического общества, знаменитый исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов.

Георгий Седов появился на свет на берегу Азовского моря, в семье рыбака. С детства он узнал и навсегда полюбил безбрежные морские просторы. В 14 лет мальчик поступил в школу, прошел три класса за два года, однако бедность вынудила его оставить учебу и устроиться приказчиком в бакалейную лавку. Когда Седову исполнилось 18 лет, он бежал из родительского дома в Ростов-на-Дону, где поступил в мореходные классы. Усиленно учась зимой, а летом служа матросом на пароходах, плававших по Черному морю, в 1898 году он блестяще окончил мореходные классы  и получил звание штурмана дальнего плавания.

Вскоре юноше удалось добиться места помощника капитана, а потом и капитана на небольшом грузовом пароходе, совершавшем рейсы между Новороссийском и Батуми. В 1901 году в Санкт-Петербурге Седов блестяще сдал экзамен за полный курс Морского корпуса. В чине поручика по Адмиралтейству он был прикомандирован к Главному гидрографическому управлению. Заветная мечта Седова – стать моряком-исследователем начала осуществляться.

Фото: Научный архив РГО

Фото: Научный архив РГО

В 1902 году в составе Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана Седов впервые попал в Арктику. Он всей душой полюбил Север. "Мое место – на Севере", – говорил он друзьям. Именно в это время и зародилась у Седова мысль о походе к Северному полюсу, ставшая заветной мечтой его жизни.

В 1905 году, во время русско-японской войны, Седов командовал миноноской Амурской флотилии. После окончания войны работал гидрографом на Каспийском море. В 1909 году исследовал устье реки Колымы с целью возможности захода в него морских пароходов. Летом 1910 года работал на Новой Земле, где производил съемку Крестовой губы.

В 1912 году Седов представил проект первой русской экспедиции к Северному полюсу начальнику Главного гидрографического управления. Комиссия, которая рассматривала проект Седова, отметила недостатки проекта, и Государственная дума отказала Седову в финансовой поддержке.

Однако Георгий Седов, отважный морской офицер, не думал отступать. Чтобы собрать необходимые для экспедиции средства, он принял материальную помощь от издателя Алексея Суворина, который рассчитывал, что сенсация, созданная экспедицией, принесет большую прибыль. Деньги собирались и путем добровольных пожертвований. В руках Седова оказалось немного средств, на которые он снарядил старое зверобойное судно "Святой мученик Фока", нанял матросов и купил собак.

10 сентября 1912 года корабль вышел в море из Архангельска, держа курс к Земле Франца-Иосифа. "Фока", как ледокол, взбирался на лед и давил его. И все же судну, затертому льдами, пришлось совершить вынужденную зимовку у северо-западных берегов Новой Земли. Благодаря исследованиям, которые вела команда во время этой остановки, карта Новой Земли приобрела совершенно другой вид: были открыты новые заливы, ледники, горные хребты. Весной 1913 года Седов отправился на Южные Крестовые острова и первым положил их на карту.

Лед вскрылся только в сентябре 1913 года, и корабль отправился в дальнейший путь. "Фока" бросил якорь у мыса Флора в юго-западной части острова Юрия Кучиева в составе архипелага Земля Франца-Иосифа. Здесь было собрано топливо для продолжения пути, и "Фока" продолжил плавание через живописные проливы Земли Франца-Иосифа на север.

 

Вторая зимовка прошла в бухте, названной Седовым Тихой. Топлива не хватало, каюты отсырели, ощущался недостаток продовольствия. Здоровье участников экспедиции пошатнулось – началась цинга. В январе 1914 года признаки болезни появились и у самого Седова, но отказываться от похода к полюсу он не хотел. 15 февраля 1914 года, вместе с двумя матросами-добровольцами – Линником и Пустошным, Седов покинул бухту Тихую. Они отправились в путь на трех нартах, запряженных каждая восемью собаками. На седьмой день он уже не мог идти сам и был вынужден сесть на нарты.

1 марта путники раскинули палатку на льду пролива Неймайера, чтобы подождать здесь, пока замерзнет полынья. В этот день Седов сделал свою последнюю запись в дневнике: "Болен я адски и никуда не гожусь. Увидел выше гор впервые милое, родное солнце. Ах как оно красиво и хорошо! При виде его в нас весь мир перевернулся. Привет тебе, чудеснейшее чудо природы. Просвети нашим близким на родине, как мы ютимся в палатке, больные, удрученные, под 82° сев. широты!"

2 марта начался шторм, который продолжался три дня. 5 марта 1914 года Георгий Яковлевич скончался на руках матросов, которые похоронили его на мысе Аук острова Рудольфа. Могила Седова – самая северная русская могила – долгое время оставалась необнаруженной, и только в 1938 году сотрудники полярной станции на острове Рудольфа нашли на мысе Аук обломки флагштока и остатки некоторых вещей, принадлежавших Седову.

 

31 марта Линник и Пустошный вернулись в бухту Тихую. 12 августа "Фока" снялся с якоря. Судно дошло до Мурманского берега.

Георгий Седов вошёл в историю как неутомимый гидрограф и исследователь Северного Ледовитого океана. Сын бедного рыбака, он стал офицером флота, членом Русского географического общества, был награждён несколькими орденами, а на карте можно увидеть географические объекты, названные в его честь.