В июле 2017 г. члены Кировского областного отделения РГО совместно с членами Молодёжного клуба организовали двухнедельную «межширотную» экспедицию от северных до южных пределов вятской земли. Её целью являлось наблюдение за состоянием ряда особо охраняемых природных территорий и выявление новых объектов, перспективных для включения в число памятников природы края. В настоящем сообщении участниками отражены некоторые из особенно запоминающихся эпизодов, связанных с нашим путешествием.
По мнению молодых участников, студентов-географов ВятГУ, они впервые смогли составить целостное визуальное представление о разнообразии ландшафтов Вятского края – от среднетаёжных, нагорских, на севере, до подтаёжных, малмыжских, на юге. Одним из интересных природных объектов, включённых в число геологических памятников Кировской области, стало уникальное местонахождение горючих сланцев близ поселка Синегорье, недалеко от северной границы нашего края с Республикой Коми. Добраться до него оказалось непросто: на пути встала водная преграда из двух рек, Кобры и её левого притока – Полоя, вспухших из-за затяжных дождей. Мосты на них строители ещё не успели восстановить после половодья, поэтому добираться пришлось на моторке, арендованной у местного «капитана», назвавшегося Гошей. Некоторые из ребят впервые переправлялись на лодке через реку, что стало одним из ярких впечатлений, несмотря на мелкий моросящий дождик.
В ходе обследований высоких береговых обнажений правого коренного берега под Синегорьем нам не удалось «откопать» хороших образцов горючих сланцев. Больше попадались песчаники или битуминозные глины, из толщи которых частенько «выглядывали» в виде отпечатков и окаменелостей ископаемые моллюски – аммониты, белемниты, двустворчатые – давно вымершие обитатели бывшего синегорского залива, плескавшегося здесь в юрское и меловое время, примерно 170-110 млн лет назад. Особое любопытство вызвали «чертовы пальцы» – окремнелые внутренние скелеты белемнитов, похожие на наконечники стрел. Из низких пойменных отложений нами были дополнительно отобраны образцы погребенной древесины для дальнейшего радиоуглеродного анализа и воссоздания истории формирования долины Кобры. В следующие несколько дней нами дополнительно изучались природные комплексы весьма заболоченной Кобринской низины, мало изученного в ландшафтном отношении геоморфологического района, как бы «зажатого» между Северными и Вятскими Увалами. Погода всячески пыталась нам помешать, но интерес и настойчивость были выше этих мелких неудобств.
Далее наш путь лежал в Котельничский район, где в 25 км от районного центра, близ полузаброшенной деревеньки Жуковляне, в забытых богом и людьми местах в 2015 г. учреждён новый геологический памятник природы. Это развалы многих сотен камней шаровидной и плитовидной формы весьма крупных размеров, о происхождении которых существует немало легенд, научных и псевдонаучных догадок. Вновь на нашем пути встало препятствие, сначала в виде бездорожья, помешавшего подъезду к цели с севера даже на внедорожнике, а позднее – в виде ликвидированного железнодорожного переезда, – при попытке достичь желанного места с противоположной стороны. Пришлось разбить лагерь для ночёвки подальше от наиболее комариных мест. Рано утром мы с нетерпением направились по живописной 4-х километровой дамбе к жуковлянским каменным «истуканам». Нам предстояла работа по изучению условий залегания шаровидных конкреций и их происхождения, а также окружающих геосистем.
В ходе наблюдений было установлено, что конкреции самых причудливых форм величиной, достигающей роста человека, залегают в мощной толще рыхлых и сцементированных песчаных и гравийно-песчаниковых наносов. По мнению автора, руководителя экспедиции проф. кафедры географии ВятГУ А.М. Прокашева рыхлые пески были принесены сюда в пермский период палеозоя пра-реками, стекавшими более 225 млн лет назад с высоких в то время Уральских гор и отложились в виде обширного многокилометрового плаща. Их литификации и цементации углекислой известью после отложения реками способствовал жаркий в пермское время климат, напоминающий современные условия пустыни Тар на северо-западе Индии. Примерно в тех местах находилась тогда вятская земля, вынесенная путём дрейфа литосферных плит за 225 млн лет к местам своей современной «прописки».
На сравнительно недалёком, четвертичном, этапе геологической истории верхние толщи песчаников, возможно, подвергались в разной степени переработке льдом и талыми водами одного из максимальных оледенений. В послеледниковое время на них поселились сосновые леса, а ближе к нашим дням они были преобразованы в агроландшафты.
При железнодорожных строительных работах второй половины прошлого века потребовались большие массы сыпучих грунтов и часть земельных угодий была изъята под карьеры для добычи песчаных материалов. Тогда и были обнаружены на некоторой глубине увесистые, инкрустированные гравием и галькой песчаниковые конкреции весьма солидных размеров и различных форм. Вероятно, что в межледниковое время талые ледниковые воды частично растворили известь в верхних толщах пермских песчаников и вновь превратили их в рыхлые пески, привлекшие геологов-поисковиков и дорожных ремонтников. Но часть песчаниковых наносов, особенно их более глубокие горизонты, наиболее сильно пропитанные карбонатными солями, сохранились или были слабо переработаны водно-ледниковыми потоками и оказались вскрыты при карьерных работах. Так некогда погребённые узники, посланцы далёкого Урала, претерпев череду катаклизмов, предстали перед человеческим взором в виде колоритных по форме и размерам каменных истуканов. Для их окраски характерны тёмные, коричневато-сиреневые тона, обязанные гидроксидам марганца, неподвижным на карбонатном геохимическом барьере. Благодаря своей крепости они оказались «не по зубам» бульдозерам и были растолканы подальше от мест с сыпучими грунтами. Ныне они напоминают что-то вроде грубо потревоженного людьми каменного кладбища, весьма украшают местный ландшафт и придают ему особый колорити по праву включены в список природного наследия. Однако пока эти каменные исполины не защищены надлежащим образом от возможных геологических браконьеров или вандалов. Остаётся только надеяться на то, что здравый рассудок и любящее сердце кировчан и гостей вятской земли позволят навечно сохранить этот удивительный природный феномен нашей малой родины.
Из других объектов, представляющих научный интерес, бегло остановимся на долине р. Гоньбинки в Малмыжском районе, по облику более напоминающей в своей правобережной части лесостепь на фоне суровых северных пейзажей Вятского края. Долина этой небольшой речки глубоко врезана в Мари-Турекское плато с его тенденцией к поднятиям. Благодаря им здесь активизировались современные эрозионные процессы, одним из свидетельств которых являются развитая овражно-балочная сеть, да и для самой долины характерны чёткие «плечи» берегов и террасового комплекса с наличием оползней.
Наиболее интересным является тот факт, что несколько ранее в толще первой надпойменной террасы руководителем молодёжной экспедиции здесь была обнаружена погребённая древесина, абсолютный возраст которой по радиоуглеродному анализу составил около 10 тыс. лет. До этого упавшее дерево видимо находилось на заливной, пойменной, террасе и было за указанный период погребено 3-метровым слоем речных наносов. Позднее в результате тектонических поднятий и спровоцированного ими ускоренного вреза реки пойма с погибшим бревном стала надпойменной террасой. Фактически этот участок реки представляет собой геоморфологический памятник природы, так как служит индикатором сложных взаимоотношений внутренних и внешних сил Земли. Их результатом является наблюдаемый ныне современный рельеф и активные эрозионные рельефообразующие процессы. Одним из наглядных появлений последних служат растущие буквально на глазах овраги и оползни.
В целом за период нашего путешествия, несмотря на ежедневные дожди, которые порой очень мешали полевым работам, мы смогли воочию увидеть разнообразие природы различных ландшафтных зон, изучить ряд перспективных объектов, имеющих важное природоохранное значение. Впереди ждут другие интересные молодёжные маршруты и научные открытия, ведь природа вятской земли полна загадок, а горизонты научного познания необозримы...
А.М. Прокашев, председатель Кировского областного отделения РГО
И.А. Вартан, член РГО