"Мы своё дело сделали": разбившийся в 1945 году самолёт найден на хребте Тыдын

Фото: Михаил Жолобов

Фото: Михаил Жолобов

"Мы своё дело сделали": разбившийся в 1945 году самолёт найден на хребте Тыдын "Мы своё дело сделали": разбившийся в 1945 году самолёт найден на хребте Тыдын

Обломки самолёта Douglas C-​47, разбившегося осенью 1945 года на склонах хребта Тыдын в горах Кузнецкого Алатау, нашли 4 июня энтузиасты-поисковики из Кемеровской области. На сбор информации и подготовку к экспедиции у члена Русского географического общества Михаила Жолобова ушло пять лет. Теперь на месте катастрофы и предполагаемой могилы её жертв установлена памятная табличка с именами экипажа и пассажиров.

История поисков началась в 2016 году со слухов. Местные жители говорили о неизвестном разбившемся самолёте, лежащем где-то в горах.

"Слухи были разные. Вроде как был даже свидетель, кто знает, где самолёт. Готовый показать за хорошую сумму. Были фото, кто-то их видел. Кто-то пытался искать его. Всё на грани слухов и домыслов. Короче, интрига. Чем дальше, тем интересней", — вспоминает Михаил Жолобов.

За пару лет поисков стали известны основные факты. Слухи о разбившемся самолёте оказались верны. Нашли фамилии девяти человек экипажа, сведения о наградах, местах призыва на воинскую службу. Удалось даже найти живых родственников одного из пилотов. Выяснилось, что он был в группе лётчиков, сопровождавших Сталина на Тегеранскую конференцию. Знали уже много, но не знали главного: где лежит воздушное судно.

"Зимой 2021 года наши коллеги из Красноярска прислали аварийный акт по этому самолёту. Нашли в архиве и, не забыв про наши поиски, отправили нам. Акт с 1945 года никто в руках не держал. Там стоят отметки обо всех действиях с этой папкой. В акте было всё. Вплоть до наработки моточасов правого и левого двигателя", — рассказал Жолобов.

Фото: Михаил Жолобов

Фото: Михаил Жолобов

9 октября 1945 года самолет Douglas C-​47 вылетел с подмосковного аэродрома Остафьево в Иркутск. Маршрут был проложен с посадками в Казани, Куйбышеве, Омске, Новосибирске и Красноярске.

12 октября воздушное судно вылетело в Красноярск из Новосибирска, взяв пассажиров и 1100 кг груза. На борту было 23 человека. Управляли самолётом лейтенант Шаталов и старший лейтенант Улыбин. С 6:40 по 6:45 лётчики общались по рации с Новосибирском и Красноярском. Больше самолёт с землёй связи не имел.

Вечером 13 октября 1945 года в посёлок у хребта Тыдын вышел единственный выживший пассажир. Он указал место падения самолёта. На следующий день были организованы поиски, воздушное судно нашли разбитым и сгоревшим.

"Дуглас", срубив несколько вершин деревьев, ударился в склон и загорелся. Выживший пассажир спал в хвосте и после удара о землю проснулся. Увидев дневной свет через пламя пожара, выскочил, потушил на себе одежду и ушёл искать населённые пункты. Место происшествия он не осмотрел, криков и стонов раненых не слышал. В результате катастрофы погибли три экипажа лётчиков и пассажиры. Всего 22 человека.

На место катастрофы выехала комиссия в составе десяти человек. С собой взяли 25 лошадей и 25 местных жителей. Из 22 погибших удалось опознать только семерых. Их попытались вывезти в посёлок, но лошади не могли идти с грузом по камням с крутыми спусками и подъёмами при полном отсутствии дорог и даже тропинок. Комиссия приняла решение захоронить тела на месте происшествия.

Причин катастрофы назвали несколько: недостаточная подготовка лётчика для полётов вслепую на данном типе самолётов, неправильный прогноз погоды, отклонение самолёта на юг на 160 км и неправильное решение идти в Красноярск при встрече с погодой, не соответствующей прогнозу.

"Захоронение 22 человек времён войны. Нам известно о девяти боевых лётчиках, прошедших войну. Сколько ещё было среди пассажиров людей воевавших, неизвестно. Вряд ли на территории Кемеровской области есть ещё такое неизвестное захоронение времён войны", — отметил Жолобов.

Фото: Михаил Жолобов

Фото: Михаил Жолобов

31 мая 2021 года Михаил со своим племянником Денисом Жолобовым отправились на поиски разбившейся в горах машины. Первые 90 км маршрута — на автомобиле по ещё неезженым после зимы дорогам, затем — пешком.

По дороге поисковикам встречались следы диких зверей — маралов, косуль, медведей. Старались идти "громко" — со свистом и криками, чтобы отпугнуть животных. На крайний случай с собой — страйкбольные шумовые гранаты, которые срабатывают быстро и очень эффективно.

На третий день пути вышли на гору Зелёная. На её седловине лежит ещё один самолёт — Douglas А-20, разбившийся 3 сентября 1946 года. В той катастрофе погибли пять человек. Здесь поисковики поставили табличку в 2019 году. В этот раз её поменяли на более качественную и долговечную.

На четвёртый день вышли на хребет Тыдын — гигантскую россыпь камней в 20 км длиной с крутыми подъёмами и редким сухим лесом. Двигаться здесь очень сложно — одно неправильное движение  — и поход закончен. Накануне позвонив домой, поисковики узнали, что уже завтра погода испортится. Пришлось спешить по мере сил. Добраться до места падения самолёта удалось вечером. Искать обломки принялись сразу же.

"Места там дикие даже в советское время были. А сейчас и подавно. Посёлок в 20 км раньше существовал. В 50–60-х исчез", — рассказал Жолобов.

Точных координат у поисковиков не было. По разным показателям заранее рассчитали зону падения в 150-100-50 метров. Наконец в просвете леса показались груды искорёженного металла. Пять лет работы, нервов, разочарований позади. Иногда казалось, что самолёт найти не получится, но вот оно — место катастрофы. Осмотреть его решили на следующий день.

Фото: Михаил Жолобов

Фото: Михаил Жолобов

"Утром туман и пасмурно. Вовремя мы сюда пришли. По тем камням идти в туман и дождь почти невозможно. Идём на место катастрофы. Страшное зрелище. Самолёт транспортный, довольно большой. Раскидан по камням на склоне горы метров на 250, в ширину метров на 80. Груды искорёженного метала, где-то следы пожара. Самолёт начал разрушатся ещё в полёте, цеплял верхушки деревьев. Внизу лежит крыло с красной звездой. Краска сохранилась, обшивка днища, детали шасси. В верхней части катастрофы — сам корпус. Двигатель забросило под днище, винты лежат отдельно в стороне. Везде — мелкие детали обшивки, приборы. Железо, железо, железо. Страшно. 22 человека здесь погибло. Находим старый топор. Видны следы на корпусе — вырубали тела из искорёженного метала. Находим ботинки. Жуткое зрелище. Как тут смог выжить один пассажир. На грани фантастики", — вспоминает Жолобов.

За пару часов поисковики провели съёмку. Попытались найти захоронение, но сделать это не удалось — за 75 с лишним лет природа скрыла все следы. Табличку с именами погибших поставили на хвосте самолёта.

"Попрощавшись, уходим в лагерь. Мы своё дело сделали. Официально мы первые, кто нашёл самолёт и полностью его отснял", — подчеркнул Михаил Жолобов.

Добраться домой оказалось не простым делом. Погода резко ухудшилась, пошёл снег. Почти сутки пришлось провести на склоне горы в палатке. На следующий день начали спуск по собственным следам и встретили пару здоровенных волков. Однако звери уступили людям дорогу и пошли по своим делам.

На обратном пути Михаил и Денис Жолобовы нашли заброшенный лагерь геологов, где в 50-х годах велась разведка месторождения урана, спугнули трёх медведей, заступивших путь поисковикам, а также обнаружили в снежном цирке обломки вертолёта Robinson R44. По слухам, около пяти лет назад он потерпел аварию в этих местах.

Фото: Михаил Жолобов

Фото: Михаил Жолобов

"Просто неудачно приземлился и не смог уже взлететь. Разобрали его слегка и вывезли, что можно, по зиме. Вот его остатки мы и увидели. Не климат здесь для американской авиатехники", — добавил Михаил Жолобов.

За восемь дней маршрута поисковики прошли пешком 110 км. Цель достигнута: обнаружено место падения самолёта, установлена памятная табличка, собраны все документы по катастрофе, найдены прямые родственники двух пилотов, управлявших "Дугласом". Дело нескольких лет закончено полностью.

 

Александр Жирнов