"Мы живём здесь преспокойно посреди разных военных операций"

"Мы живём здесь преспокойно посреди разных военных операций" "Мы живём здесь преспокойно посреди разных военных операций"

Мы уже писали о том, что недавно при поддержке Русского географического общества вышла книга юношеских писем Петра Семёнова-Тян-Шанского. Современные исследователи Михаил Семёнов-Тян-Шанский и Александра Заднепровская обнаружили в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН большой корпус неизвестных ранее писем учёного, относящихся к годам его юности и молодости. Одно из этих посланий особенно примечательно. Рассказ от 22 июня (4 июля по новому стилю) 1857 года изобилует интереснейшими подробностями легендарной тянь-шаньской экспедиции. Временами она напоминала военный поход, а самому Петру Петровичу приходилось быть и географом, и дипломатом, и даже воином. Сегодня, спустя ровно 165 лет после написания, мы публикуем это письмо целиком.

Как отмечает Михаил Семёнов-Тян-Шанский, письмо, адресованное сестре Наталье, её мужу Якову Гроту, брату Николаю и его жене Надежде, было написано сразу по возвращении из первого большого путешествия в глубь Восточного Тянь-Шаня, на Заукинский перевал. Впереди был второй выход, который привёл группу уже в район массива Хан-Тенгри. Этот период экспедиции известен по мемуарам, написанным Петром Петровичем на склоне лет, но в них нет многих любопытных деталей, характеризующих степень реальной опасности работы во время межплеменной войны, а также непосредственных бытовых впечатлений.

Орфография и пунктуация авторские.

Пётр Семёнов. Из альбома Павла Кошарова к путешествию на Тянь-Шань, 1857 г. Фото: Научный архив РГО

"22 июня 1857, Санташ, горный проход на оз Иссык-Куль у подошвы Тянь Шаня или Небесного хребта

Милые друзья Nicolas, Natalie, Jacques и Nadine!

Я сижу теперь в юрте дикокаменных, или черных киргиз на реке Каркаре у самой подошвы Небесного хребта или Тянь-Шаня. Мы в гостях у Манапа или Султана племени Богинцев Бурамбая, которого владения простираются от Китайских пределов до половины озера Иссык-Куля. Мы (т.е. я и путешествующий со мной художник Кошаров) живем здесь очень открыто. Каждое утро к нам приезжают манапы дикокаменных Киргизов справляться о нашем здоровьи, приносят нам барана, кумыс и т.д.

Конвой мой состоит из 20 казаков, конечно, превосходно вооруженных, т.е. у каждого ружье, пистолет, штык и шашка и по 60 патронов. Правда, ружья стреляют криво и косо, осекаются из десяти раз пять, а пистолеты еще хуже, но этого никто не знает. У меня же и у Кошарова есть по револьверу, которым не мало удивляются Буруты, так называют дикокаменных Киргизов Китайцы.

Старший султан Тезек Большой орды племени атбанов. Из альбома Павла Кошарова к путешествию Петра Семёнова на Тянь-Шань, 1857 г. Фото: Научный архив РГО

Обстоятельства, при которых мы прибыли к Бурамбаю, не мало способствовали расположению его к нам. Вот уже три года, как он ведет усильную войну с Сара Багишем, другим племенем дикокаменных Киргиз, подданными Кокандского Хана. Везде Сара Багиши имеют вверх: в прошлом году разграбили аулы самого Бурамбая, захватив две его юрты и двух его жен (у него четыре жены); нынешнею весною они разбили целый род Богинцев — 600 человек убили, 1200 взяли в плен, захватили весь скот и имущество и выгнали Бурамбая с озера Иссык-Куля, захватив половину его земель. Бурамбай был в последней крайности, ожидая нападения на собственные аулы, и только прибытие русского отряда, т.е. случайное прибытие нас грешных числом 23 человека возвратило ему спокойствие.

Сара Багиши, известившись о нашем прибытии (а азиатские известия всегда растут и преувеличиваются по дороге как снежная лавина), очистили озеро Иссык-Куль и поспешно бежали со своими юртами и стадами за Небесный хребет, это верст за 300 от Бурамбаевых аулов, от которого они уже стояли в 20 верстах. Вероятно, 20 моих конвойных казаков были преувеличены в 200 или 2000, два револьвера — в две пушки и т.д., только результатом было то, что перед нами бежали целое племя, которое может выставить 30 000 всадников, и Иссык-Куль возвращен русской супрематии. Просто невероятно!

Городская площадь в Копале. Из альбома Павла Кошарова к путешествию Петра Семёнова на Тянь-Шань, 1857 г. Фото: Научный архив РГО

Я поспешил однако же воспользоваться таким невероятным случаем и отправился на южный берег Иссык-Куля и оттуда на вершину знаменитого горного прохода Зауки в Небесном Хребте. Это единственная удобная торговая дорога в Малую Бухарию, т.е. в Кашгар и Турпак. Конечно, удобство есть понятие относительное. Я оставил 10 своих казаков у подошвы прохода (4 остались у Бурамбая с нашими верблюдами и вещами) и пошел с пятью казаками и без всяких вьюков, начал подниматься вверх, во-первых горный проход оказался всего в 10400 футов (т.е. три Везувия или три Брокена один на другом или если на Большой Сен-Бернард поставить Везувий), во-вторых, последний подъем от верхнего зеленого озера к вершине был страшно затруднителен.

Мы едва могли идти крутою тропинкою зигзагом пешком, ведя в поводу лошадей по страшным скалам и каменьям, встречая на каждых 10 шагах свежие трупы лошадей и верблюдов, перед которыми наши лошади бросались в сторону в испуге, рискуя увлечь нас за собою. Лошадь нашего баида (вожака) расколола себе все копыта вдоль, моя упала, изранила себе ноги и шла вперед, оставляя кровавый след по тропинке, Кошаров упал со своей лошадью и был спасен казаком, который удержал лошадь за хвост. Наверху нас встретила страшная стужа, несмотря на 13/25 Июня под палящим "итальянским" солнцем.

Два озера на вершине Заукинского прохода были покрыты толстым льдом, в западинах глыбы снега, на окружающих вершинах очень невысоко поднимались над озёрами толстые шапки слежавшегося вечного снега, холодная речка лениво катит свои воды в ледяное озеро. Кругом однако же ковер оригинальных блестящих ярких красок альпийских цветов, впереди целый кряж низких холмов, сверху донизу засыпанных снегом. До этих холмов мы только и могли доехать. Кашгарская дорога шла между ними как будто ровною и гладкою аллеею, и здесь была самая высокая точка прохода.

Пройдя эту аллею и спустившись немного немного, мы бы очутились на истоках Нарына, т.е. Сыр-Дарьи. И всего оставалось только пройти полтора часа до этого места.  Я уже успел определить высоту горного прохода. Но время было далеко за полдень; облака окружили нас со всех сторон и пошел снег. Благоразумие приказывало вернуться. Нужно было опасаться бурана, т.е. метели. Со мною оставалось только 2 казака; остальные отстали с ранеными и усталыми лошадьми внизу. Цель моя была достигнута: высота горного прохода определена, растения собраны, виды сняты, состав пород определен. С южного спуска Небесного хребта в Малую Бухарию я бы ничего не увидел, потому что мы были окружены облаками. До Китая (Малой Бухары, города, окруженного обрывами) только день пути. Ночевать еще две ночи в горах мы не могли, потому что должны были ехать на озеро Иссык-Куль: отряд из 500 Богинцев пошел на Сара Багишей, и так как я предчувствовал, что они будут разбиты, то опасался, что преследующие их в более значительном числе Сара Богиши отрежут нас. К поздней ночи мы вернулись к 10 оставленным нами сзади казакам и ночевали вторую ночь в горах.

Истоки реки Курменты. Курментинский горный проход в Кунгей-Алатауском хребте к оз. Иссык-Куль. Из альбома Павла Кошарова к путешествию Петра Семёнова на Тянь-Шань, 1857 г. Фото: Научный архив РГО

На следующий день вышли на самый берег Иссык-Куля, где и ночевали. Вернулись мы на Иссык-Куль вовремя, об отряде Богинцев, о преследовании Сара Багишами еще ни слуху ни духу. Постились мы ужасно все время; сухари да чай и больше ничего. Но на Иссык-Куле попалась нам добыча. Рыбы здесь множество. Как ее ловить, это другой вопрос, но не состоит ли русский гений именно в том, чтобы делать все с необыкновенною диогеновской простотою средств. На рыбную ловлю в мелких заливах и лагунах Иссык-Куля казаки отправились в костюме Адама с шашками в руках и нарубали около 11 пудов рыбы — всё крупных и вкусных сазанов. Сколько могли мы съели, остальных посолили и взяли с собою; нас было 21 человек с киргизскими вожаками.

С южного берега Иссык-Куля мы перешли на северный. Здесь нам погода не благоприятствовала и рыбного лову не было. Над северною стороною Иссык-Куля как стена возвышается южная цепь Кунгей Алатау. Я поднялся на два её горных прохода и измерил высоты их, один оказался в 9200 футов, другой в 8000 футов. После того благополучно возвратились на Каркару в аул Бурамбая. Кошаров снял видов 25 озера Иссык-Куля и Небесного Хребта. Все это вы увидите по моему возвращению.

Вернулись мы вовремя. Вчера целый день возвращались по одиночке остатки разбитого, как я предчувствовал, Богинского отряда. Они попали в западню, были окружены с трех сторон Сара Багишами и потеряли много людей убитыми и пленниками.

Один отец, потерявший единственного своего сына в этой битве, проехал мимо нашей юрты с плачем и воем. Сын Каджимгула, нашего приятеля (Бурамбаева брата) вернулся с щекою, проткнутою пикою насквозь. Богинцам никогда не справиться с Сара Багишами, у них нет согласия и единства, а Сара Багиши — здешние Черкесы, очень воинственное и влиятельное племя.

Мы живем здесь преспокойно посреди разных военных операций. На западе на Иссык-Куле происходят частые битвы Богинцев с Сара Багишами, на востоке русский отряд окружили Китайцы и взяли бы его совсем, если бы не выручил Пристав Богинской орды, на юге за Небесным хребтом Малая Бухария вооружилась против Китайцев и мятежники взяли четыре города: Кашгар, Еркан, Ум Турпак и, кажется, Хатан. Китайский отряд в 2000 человек прошел через Небесный хребет туда для подавления бунта.

Дня четыре я решился отдыхать от усталости своего 11-дневного похода на Иссык-Куль и Зауку. Мы здесь откармливаемся за наш пост во время походов. Кухня у нас полуазиатская, полуевропейская. Суп из баранины с рассолом и парижскою фасолью (из мною привезенных консервов) составляет основание нашего обеда. Второе кушанье или бараньи котлеты с зеленым горошком, или киргизский плов из риса с изюмом на бараньем сале, или шашлык – жареные, нанизанные на палочке куски баранины, или едхингай род творогу из сливок. Пьем мы чай, кумыс, айран (род простокваши).

Предметы одежды киргизов Большой орды.Из альбома Павла Кошарова к путешествию Петра Семёнова на Тянь-Шань, 1857 г. Фото: Научный архив РГО

Климат на Каракоре холодный. При высоте 6000 футов каждую ночь почти бывает иней. Послезавтра я собираюсь в вершину Кара, а потом на Текес, все это в долинах Небесного хребта или Тянь-Шаня, который в верховьях Текеса и Каркоры кажется выше Кавказского хребта. В юрте моей мы живем с комфортом: чисто, опрятно, просторно и даже красиво, лучше моих последних резиденций в провинции, так что я предпочитаю хорошую юрту своему разваливающемуся дому в Петровке на летнее время.

Моя зрительная труба представляет предмет наслаждения для сыновей Бурамбая. Один из них, Эмирзак, и теперь сидит у меня в юрте и смотрит в трубу. Все потомство Бурамбая меня очень полюбило, потому что я одарил всех его детей, внуков, боатьев и родственников очень щедро. У меня было закуплено подарков для Киргизов рублей на 300 серебром. Дочери Бурамбая носят все очень оригинальные имена, одну зовут Изюм, другую Абрикос (Урюк), третью Яблоко (Алма) и т.д.

За совершенный поход мы поплатились только двумя лошадьми: одна переломила себе спинной хребет, другая разбилась вдребезги при падении со скалы, да мы с Кошаровым слегка поранили себе ноги, а впрочем здоровы и веселы. При случае опять буду писать к вам. Будьте здоровы и веселы. Я надеюсь вернуться в укрепление Верное в первых числах августа.

Всею душою Ваш брат П. Семенов".