Мыс Горн взят: кругосветка РГО отпраздновала Новый год на краю земли

Тримаран кругосветки РГО на краю земли. Фото участников экспедиции

Все мы по-разному встречаем Новый год. Кто-то считает этот праздник домашним и семейным, кто-то отправляется в дальние страны за яркими впечатлениями и новыми эмоциями. Экипаж кругосветной экспедиции Томского областного отделения Русского географического общества, прорвавшись на своём тримаране сквозь леденящие антарктические ветра и бурные воды Южной Атлантики, провёл новогоднюю ночь на самом краю земли — мысе Горн!

Своими впечатлениями об этом ярком событии с читателями сайта РГО поделился руководитель экспедиции Евгений Ковалевский.

— Это незабываемо. Это редчайший шанс слиться с величием планеты Земля. Рядом Антарктида, Южный полюс. Мы в эпицентре ключевых открытий человечества, мы на территории, где проходили русские кругосветные мореплаватели Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев, Лисянский, Коцебу, Литке, Головнин, Врангель. Это территория, которую открывал 200 лет назад Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Здесь частичка России! — подчеркнул Ковалевский.

img_20221230_100327.jpg

Экипаж тримарана перед выходом в море. Фото участников экспедиции

На штурм самой южной точки Американского континента россияне вышли 30 декабря из гавани чилийского городка Пуэрто-Уильямс. На борту тримарана — Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин, а также временные члены экипажа — блогер Олег Приходько из Екатеринбурга и русский бразилец Егор Музилеев со своей маленькой собачкой по кличке Пасока. Синоптики прогнозом не радовали — пообещали ветер, скорость которого при порывах могла достигать 80 узлов.

— Ветер в лоб, сумеем пробиться или нет — неясно. Готовимся к этому походу словно к военному прорыву, — отметил перед выходом в море Ковалевский.

30 декабря 2022 года, по признанию участников экспедиции, стало самым волнительным днём всего путешествия. Тримаран двигался на запад каналом Бигль при попутном ветре, затем перед островом Пиктон повернул на юг.

p1566043.jpg

Станислав Берёзкин. Фото участников экспедиции.

— Идём без штормового грота. Опасаемся порывов ветра. Шквалы здесь налетают внезапно. Сила ветра на порывах достигает от 30 до 40 узлов. Это опасно. Поэтому из парусов только кусок стакселя в 2,5 м2. Скорость 5,5 узла, — зафиксировал в своём дневнике Евгений Ковалевский.

После полудня экипаж поднял по левому борту шверт — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер. И тут же раздался громкий треск, под днищем тримарана что-то лопнуло с громким шумом.

— Пытаемся заглянуть под сетку — половины шверта нет. Отломило с левого борта, надо делать новый, но сейчас на это нет ни материалов, ни времени, — пояснил Ковалевский.

p1555443.jpg

Евгений Ковалевский. Фото участников экспедиции.

Ещё через три часа ветер сменил направление и задул навстречу, остановив продвижение к цели. Добраться до мыса Горн за один заход не получилось, пришлось зайти в гавань самого южного постоянного человеческого поселения планеты — Пуэрто-Торо.

В местной бухте тримаран встретил чилийский пограничник Хосе. Он несёт службу в Пуэрто-Торо и живёт здесь вместе с женой и двумя детьми. Россияне нашли убежище от дождя, холода и ветра в спортзале местной школы. На газовой плитке, принесённой с судна, готовится ужин и чай. Экипаж ждёт ослабления ветра к ночи, чтобы продолжить путь.

Небольшой населённый пункт Пуэрто-Торо находится на острове Наварино. С марта по декабрь здесь ловят крабов около 50 рыболовецких судов. Рыбаки хранят снасти в сараях под замком. Есть пирс, к которому причаливают корабли. На мысу, по словам Ковалевского, сохранились доты — пещеры с мешками с песком. Их амбразуры смотрят на залив.

dji_0540.jpg

Тримаран кругосветки РГО. Фото участников экспедиции

К ночи ветер действительно стихает, и тримаран покидает гостеприимную деревню на берегу залива. Дальше приходится идти на моторе. Около 23:00 в полной темноте вновь раздаётся треск. На этот раз что-то ломается в зоне двигателя. Мотор начинает лихорадочно подпрыгивать и стонать.

— Светим фонариками — мы сходу врубились в гигантское поле водорослей. Мотор не может работать — водоросли жёсткие, наматываются на винт. Стас снимает верхнюю часть одежды, лезет руками в ледяную воду, пытается расплести чудовищную живую сеть, — рассказывает Ковалевский.

Выяснилось, что водоросли опутали не только мотор, но и руль тримарана. Процесс освобождения занимает более часа. Как только Станиславу Берёзкину удаётся разрубить ножом стебли вокруг мотора и руля, судно движется дальше, но затем всё повторяется.

— Опять руль и мотор поглощает зелёная масса. Больше часа пробиваемся в полной темноте через эту трясину. Кое-как выскреблись к полуночи. Руки у Стаса теряют чувствительность — растираем их виски, — продолжает рассказ Ковалевский.

К 4 часам утра тримаран подходит к группе островов Волластон. Справа давит течение со скоростью около 3 узлов, мешая держать нужный курс. Ветер слабый и попутный.

img_20221231_175516.jpg

Курс - мыс Горн. Фото участников экспедиции

— Идём на стакселе, грот не ставим. В 5 утра мотор взрывается львиным рыком — мы вновь въехали в островок водорослей, — рассказывает Ковалевский.

Жёсткие стебли опутывают винт, повреждают рулевое управление. Руль всплывает, до 6 утра приходится очищать мотор от водорослей и заниматься ремонтом. К мысу Горн кругосветчикам удаётся пробиться лишь утром.

— В тревогах и волнениях с опаской к 10:00 подходим к острову Горн. Знаменитый мыс, упоминание о котором вызывает у всех мореплавателей бурю эмоций. Мыс Горн — это один из знаковых символов человечества. И мы сегодня, 31 декабря 2022 года, подходим с северной стороны к острову и встретим здесь Новый год. Это круто! — признаётся Ковалевский.

mys_horn.jpg

У мыса Горн. Фото участников экспедиции

Но и здесь, у заветной цели, возникают трудности. Экипаж пытается причалить к узкому галечному пляжу. Нужно закрепить нос тримарана за бетонные опоры лестницы, ведущей вверх к монументу альбатроса. Судно сильно бьёт прибоем вперёд и назад, вправо и влево, то наваливает на камни, то отбрасывает от берега. Становится понятно, что на таком волнении устоять не получится, возникает опасность порвать баллон.

— На очередном рывке рвётся основная верёвка с кормы, корму начинает жёстко молотить о камни. Принимаем решение отойти метров на 100 и лечь в дрейф. Съёмку и встречу Нового года прямо на острове Горн переносим на тримаран. Отшвартовываемся, отходим на 100–150 м, ложимся в дрейф. Наливаем чай в четыре кружки, режем апельсины. По очереди говорим, что чувствует каждый в этот исторический момент. Звучат тосты, поздравляем друг друга с праздником. Ведь прямо сейчас, когда по чилийскому времени 11 утра, на востоке нашей страны наступил Новый год. Ура! Мы долго мечтали об этом дне. Нет достойных слов, чтобы описать это место, где встречаются три океана — Атлантический, Тихий и Южный. Здесь проходили все русские кругосветки XIX века. Сюда пришла и наша экспедиция "По пути русских кругосветных мореплавателей", — рассказал Евгений Ковалевский.

b8e85c59-7ec2-4b5c-851d-c511043094be.jpg

До Москвы отсюда далеко. Фото участников экспедиции

С мыса Горн кругосветка РГО уходит на острова Волластон. Оттуда, переждав сильный ветер, возвращается в Пуэрто-Торо, затем в Ушуаю. 7 января через пролив Бигль тримаран отправился навстречу Тихому океану. Ближайшая цель — Пунта-Аренас. Переход в 250–300 миль займёт от трёх до шести дней. Пожелаем удачи участникам экспедиции!

p1555382.jpg

Берег острова Горн. Фото участников экспедиции

1 июля 2021 года сибирские путешественники Евгений Ковалевский и Станислав Берёзкин отправились по маршруту первых русских кругосветных экспедиций XIX века: Ивана Крузенштерна (1803–1806), Юрия Лисянского (1803–1806), Отто Коцебу (1815–1818, 1823–1826), Василия Головнина (1817–1819), Фёдора Литке (1826–1829), Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева (1819–1921). Международный проект Томского областного отделения РГО "По пути русских кругосветных мореплавателей" посвящён 250-летию со дня рождения Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды. Данные события на долгое время определили лидерство России в освоении Мирового океана и открытии новых земель. Подробнее узнать о проекте и оказать посильную помощь в его реализации можно на сайте экспедиции.

 

Александр Жирнов