head-bg-picture

На атомной субмарине — к Северному полюсу

Советская атомная подводная лодка всплывает в районе Северного полюса. Фото: архив Гидрографической службы Северного флота

Советская атомная подводная лодка всплывает в районе Северного полюса. Фото: архив Гидрографической службы Северного флота

На атомной субмарине — к Северному полюсу На атомной субмарине — к Северному полюсу

Летом 1963 года произошло одно из наиболее ярких событий в современной истории отечественного ВМФ. Атомная подводная лодка К-3 Северного флота в подлёдном плавании достигла точки географического Северного полюса. Мы напомним эту важную историю и расскажем о некоторых малоизвестных фактах, которые обеспечили успешное выполнение этой миссии.

Первенец К-3

В конце 50-х — начале 60-х годов, в разгар холодной войны, между СССР и США развернулось острое соперничество в освоении околоземного космического пространства и водной толщи Северного Ледовитого океана. Это было не только соревнование инженерно-конструкторской мысли и достижений промышленности, но и мощное противостояние в военной сфере.

Если соперничество в космосе с американцами выиграла наша страна, то с Арктикой нам пришлось догонять. Причиной тому — первенство США в создании атомных субмарин. Первая АПЛ "Наутилус" была включена в состав ВМС США 30 сентября 1954 года, в то время как первая советская атомная подводная лодка К-3 вошла в состав ВМФ СССР 14 сентября 1957 года.

Атомная подлодка К-3. Фото: wikimedia.org

Атомная подлодка К-3. Фото: wikimedia.org

Наличие атомного подводного флота обеспечивало практически абсолютную скрытность местоположения боевого корабля, способного нанести внезапные удары по морским транспортным коммуникациям, а также — в перспективе появления баллистических ракет подводного базирования — по объектам береговой инфраструктуры.

Первым командиром первой советской атомной субмарины стал капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Лодка приступила к ходовым испытаниям 4 июля 1958 года и по их завершении перешла в свою базу — Западную Лицу на Кольском полуострове.

Технические характеристики АПЛ К-3 (проект 627 "Кит")

Экипаж — 104 человек (35 офицеров), водоизмещение — 3065 тонн, длина — 107,4 м, ширина — 7,9 м, скорость — 30 узлов. Силовая установка — два реактора, две паровые турбины, два вала, мощность 23 026 кВт. Максимальная глубина погружения — 280 м. Вооружение — восемь торпедных аппаратов.

Вызов принят

До 1958 года арктической точки, где сходятся все меридианы планеты, достигали, передвигаясь на собачьих упряжках, дирижаблях и самолётах. Мощные арктические льды оставались непреодолимой преградой для похода надводных морских судов на Северный полюс, поэтому первыми мореходами, которым было суждено выполнить эту историческую миссию, стали подводники атомных субмарин.

Стоит ли говорить, что достижение точки географического Северного полюса подводными лодками данного типа имело, кроме военно-стратегических целей, и важное политическое значение.

Первыми (правда, со второй попытки) цели достигли американцы. 3 августа 1958 года АПЛ "Наутилус" в подводном положении прошла над точкой Северного полюса. Всплыть там не удалось из-за сложной ледовой обстановки, поэтому субмарина совершила этот манёвр только у берегов Восточной Гренландии.

Капитан Арктика. Фото: Николай Гернет, участник конкурса

Капитан Арктика. Фото: Николай Гернет, участник конкурса "Самая красивая страна"

Через восемь дней после достижения Северного полюса "Наутилусом" над северной вершиной планеты прошла первая серийная АПЛ ВМС США — "Скейт". Всплыть в точке над Северным полюсом ей тогда также не удалось. Это случилось позже, во время очередного арктического похода АПЛ "Скейт", 17 марта 1959 года — в зимний период, когда дрейфующие льды достигают наибольшей толщины. В профессиональной среде подводников это достижение оценивалось намного выше, чем успехи АПЛ "Наутилус".

Вызов был принят. Закрытым постановлением Совмина СССР от 18 февраля 1960 года Главному командованию ВМФ СССР поручалось направить к Северному полюсу одну из атомных подводных лодок Северного флота. В конце 1959 года в его состав были включены три новые АПЛ проекта 627-А. Одна из них, АПЛ К-8 (командир — капитан 2-го ранга В. П. Шумаков), была определена для выполнения особо важного задания.

Перед походом командир подлодки и штурман приняли участие в авиационной ледовой разведке на север по направлению к полюсу. Подводники убедились, что в ледяном покрове Арктического бассейна существует значительное количество каналов и разводий, пригодных для всплытия АПЛ. В короткий срок К-8 была дооборудована новыми навигационными комплексами, эхоледомерами, укреплением рубки для всплытия через лёд. 15 октября 1960 года подводный корабль вышел с базы в Западной Лице.

Командир АПЛ К-3 капитан 1-го ранга Лев Жильцов.  Фото: wikimedia.org

Командир АПЛ К-3 капитан 1-го ранга Лев Жильцов. Фото: wikimedia.org

Предварительно лодка должна была выполнить ряд контрольных задач на полигоне в Баренцевом море в подводном положении. Однако на борту К-8 возникла аварийная ситуация в первом контуре системы охлаждения одного из атомных реакторов. В результате в отсеках расположения средств движения АПЛ были зафиксированы запредельные концентрации радиоактивного заражения. Всплыв на поверхность, подлодка под дизелями вернулась на базу.

Обсуждение организации нового похода советской АПЛ к Северному полюсу началось в Главном командовании ВМФ СССР в 1962 году. Выбор подводной лодки для решения этой задачи был сделан в пользу первенца атомного подводного флота СССР АПЛ К-3 (командир — капитан 1-го ранга Л. Н. Жильцов) и АПЛ проекта 627-А К-21 (командир — капитан 2-го ранга В. Н. Чернавин). Оба корабля были соответствующим образом дооборудованы. Почему Главное командование ВМФ СССР отдало предпочтение АПЛ К-3 для похода на Северный полюс, доподлинно не известно.

К вершине планеты

10 июля 1962 года К-3 вышла с базы Западная Лица, проследовав до кромки льдов к западу от Шпицбергена. Руководил походом командующий флотилией АПЛ Северного флота контр-адмирал А. И. Петелин. К экипажу АПЛ было прикомандировано 20 научно-технических специалистов различных исследовательских институтов и конструкторских бюро страны, принявших участие в разработке новейших технических средств для выполнения задач навигации, безопасности мореплавания и работоспособности различных судовых агрегатов.

Погрузившись под лёд на траверсе северной части Шпицбергена, К-3 проследовала по Гринвичскому меридиану в точку Северного полюса, которую достигла 17 июля 1962 года в 6 часов 59 минут 11 секунд (по счислению). Далее, совершив разворот на 180° по тому же маршруту, лодка пошла в обратном направлении, всплыв в разводье на широте 84° 36′ для сеанса радиосвязи.

Маршрут похода АПЛ К-3 к Северному полюсу

Маршрут похода АПЛ К-3 к Северному полюсу

В этот момент командир лодки получил срочное указание следовать в базу Йоканьга (ныне пункт базирования Северного флота Гремиха). Оказывается, туда приехал Хрущёв.

21 июля 1962 года на торжественном заседании был зачитан указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями всех участников похода. Командир АПЛ капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов, командир похода контр-адмирал А. И. Петелин и командир электромеханической части АПЛ К-3 капитан 2-го ранга Л. А. Тимофеев были удостоены звания Героя Советского Союза. Указ о награждении советских подводников за образцовое выполнение правительственного задания был опубликован в газете "Правда". Но что это была за подводная лодка, где и какое правительственное задание она выполняла, оставалось для широкой публики неизвестным.

Советский народ узнал о достижении Северного полюса экипажем АПЛ К-3 только в конце января 1963 года, когда в газетах были опубликованы статьи об этом походе. С 9 октября 1962 года АПЛ К-3 получила почётное наименование "Ленинский комсомол".

А первое всплытие советской АПЛ на Северном полюсе было осуществлено 29 сентября 1963 года. Его выполнила АПЛ К-181 проекта 627 "Кит А", командир — капитан 2-го ранга Ю. А. Сысоев, командир похода — командующий Северным флотом адмирал В. А. Касатонов. За этот поход командиру лодки также было присвоено звание Героя Советского Союза.

С тех пор отечественные стратегические и многоцелевые АПЛ многократно совершали всплытия на Северном полюсе, скрытно проходили эту точку подо льдами, осуществляли из неё ракетные стрельбы.

Особенности подлёдной навигации

Обеспечение походов АПЛ на Северный полюс требовало внедрения нестандартных подходов в средствах морской навигации, создания новых гидроакустических комплексов, гидрографического и ледового обеспечения условий плавания.

Традиционные методы навигации в приполюсном районе не давали необходимую точность определения местоположения корабля. Применение магнитных компасов для этих целей не обеспечивало приход подводной лодки в точку полюса, так как географический и магнитный Северные полюса находятся на значительном удалении друг от друга. Серьёзнейшей проблемой становилась неустойчивая работа гирокомпасов в приполюсном районе, где в одной точке сходятся все меридианы Земли. Использование для прокладки линии пути корабля в таких районах стандартных морских навигационных карт, построенных в проекции Меркатора, становится неприменимым из-за того, что сами точки полюсов будут уходить в бесконечность. Над решением этой задачи активно работали специалисты Гидрографической службы ВМФ СССР.

Арктика. Фото: Леонид Круглов

Арктика. Фото: Леонид Круглов

В авиации для полётов в высокоширотных районах используются карты в циркумполярной проекции. При подготовке воздушной операции по высадке дрейфующей станции на Северном полюсе в 1937 году штурманами этой авиационной экспедиции И. Т. Спириным и В. И. Аккуратовым был разработан метод условных меридианов, позволяющий решать навигационные задачи на полюсе. Контроль выдерживания курса полёта самолёта осуществлялся с помощью солнечного пеленгатора — прототипа современного астрокомпаса. Такой способ навигации был неприменим для плавания подводных лодок.

После первого неудачного похода АПЛ "Наутилус" к Северному полюсу промышленность США изготовила опытный образец инерционной навигационной системы, в которой контроль сохранения направления движения АПЛ определялся датчиками ускорения векторов движения и угловых скоростей. Подобные системы были разработаны и для советского подводного флота. Однако при походе АПЛ К-3 к Северному полюсу в 1962 году они ещё не были установлены на подлодке.

Квазигеографические координаты

Обеспечение навигации в подводном положении осуществлялось с помощью гироазимутов и квазигеографических координат. Этот метод разработали специалисты различных организаций ВМФ совместно с учёными ленинградского предприятия "Электроаппарат".

Точка квази-Северного полюса для гироазимутов была сориентирована в точку пересечения экватора и меридиана 180°. Прокладка линии пути осуществлялась по морским навигационным картам, построенным в квазигеографических координатах, когда поверхность сферы Земли проецировалась на поверхность цилиндра, который своей средней линией опоясывал нашу планету по меридианам 90° в. д. — 90° з. д. Условная точка квази-Северного полюса находилась в точке пересечения экватора и меридиана 180°. Это давало возможность осуществлять прокладку линии пути традиционными методами морской навигации на картах поперечной Меркаторской проекции.

При плавании АПЛ К-181 к Северному полюсу в 1963 году лодка уже была оборудована экспериментальным образцом автоматического курсопрокладчика "Сириус". Кроме того, в этом походе осуществлялась экспериментальная работа радиосистемы дальней навигации (РСДН). Данная система состояла из нескольких передающих сверхдлинные радиоволны станций, установленных на берегу. Такой тип радиоволн хорошо распространяется под водой на расстоянии до 10 тыс. км.

Сердце Арктики. Фото: Николай Гернет, Капитан Арктика. Фото: Николай Гернет, участник конкурса

Сердце Арктики. Фото: Николай Гернет, Капитан Арктика. Фото: Николай Гернет, участник конкурса "Самая красивая страна"

Серьёзную опасность для плавания подо льдом представляли подводные кили гряд ледяных торосов, достигающие нескольких десятков метров, и возможность встречи с неизвестными подводными возвышенностями океанского дна. Оперативная ледовая обстановка требовала определения местоположения полыней и разводий, пригодных для всплытия или применения оружия из подводного положения. В связи с этим важнейшим аргументом обеспечения безопасности плавания стали специализированные ледовые авиационные разведки и гидрографические исследования Арктического бассейна.

Примечательно, что ещё в 1958 году, когда любая информация о вводе в строй ВМФ СССР первой советской атомной подводной лодки К-3 имела высший гриф секретности, Я. Я. Гаккель по заказу Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова подготовил рукопись "Соображения о выборе трасс для плавания на подводных лодках через Арктический бассейн к северным берегам Канадского арктического архипелага и Аляски". Были подробно расписаны ледовые, гидрологические и гидрографические условия возможных маршрутов плаваний советских подводных лодок к арктическому побережью США и Канады. Важно отметить, что в названии работы при упоминании подводных лодок отсутствует категория "атомные", о которой автор работы ещё не имел представления. Основанием для написания данной рукописи стали результаты советских высокоширотных воздушных экспедиций "Север-2" — "Север-10" и дрейфующих станций "Северный полюс" (со второй по шестую).

Методологические основы гидрографического изучения дна Арктического бассейна были разработаны специалистом НИИ №9 ВМФ, капитаном 3-го ранга А. И. Сорокиным на дрейфующей станции "Северный полюс — 6" в 1959 году. Регулярные гидрографические исследования акватории Арктического бассейна были начаты в рамках воздушной высокоширотной экспедиции "Север-13" в 1961 году под руководством капитана 1-го ранга Л. И. Сенчуры. В дальнейшем эти работы стали выполняться военными гидрографами Северной гидрографической экспедиции Северного флота.

На вечную стоянку

Успешные походы отечественных АПЛ К-3 и К-181 к Северному полюсу показали высокий уровень отечественного подводного атомного кораблестроения, научно-технического обеспечения безопасности мореплавания и профессионального мастерства экипажей. Несмотря на некоторое отставание от американцев, советские учёные, корабелы и военные моряки быстро ликвидировали его и создали реальный паритет вооружённых сил в Арктическом регионе. Уже в 70-е годы, по свидетельствам экспертов ВМС США, советский атомный подводный флот завоевал господство в водах Северного Ледовитого океана. Эти достижения были бы невозможны без героических экспедиций наших подводников-первопроходцев.

Теплая встреча под лодкой. Фото: Сергей Михеев, участник конкурса

Теплая встреча под лодкой. Фото: Сергей Михеев, участник конкурса "Самая красивая страна"

В 2023 году подводная лодка К-3 станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте. В сентябре 2021 года АПЛ К-3 была доставлена по Беломорско-Балтийскому каналу в Выборг, а осенью 2022-го отдельными блоками перемещена в Кронштадт для сборки и установки на постоянное место своей вечной стоянки. Легендарный корабль готовится и дальше прославлять отечественный флот и людей, связавших свою судьбу с морем.

Валерий Лукин, Сергей Травин, Дмитрий Щенников

Материалы по теме
Все
Фотогалерея
Новости
20 февраля 2024
Федор Конюхов снова готовится к полету на Северный полюс
В ходе новой экспедиции путешественник планирует установить два мировых рекорда
Подробнее
03 октября 2023
Станция «Северный полюс — 41» за год прошла 2125 морских миль
Российские ученые собрали большой массив научных данных
Подробнее
11 августа 2023
«Академик Трёшников» подошел к платформе «Северный полюс»
Два судна ААНИИ встретились на 83° северной широты
Подробнее
09 августа 2023
«Академик Трёшников» достиг 79°50' северной широты
Научно-экспедиционное судно идет к дрейфующей станции «Северный полюс-41»
Подробнее
21 апреля 2021
Федор Конюхов."Один на один с Северным полюсом"
Подробнее
06 июня 2016
«Северный полюс – 1»
79 лет назад в Арктике начался дрейф первой в мире полярной научно-исследовательской станции
Подробнее