На фрегате "Штандарт" вслед за "Надеждой Благополучия"

Якорь корабля "Святослав". Фото Олега Золотарёва
Якорь корабля "Святослав". Фото Олега Золотарёва

С 8 по 23 октября 2021 года на фрегате "Штандарт" проходила комплексная международная историко-просветительская экспедиция Русского географического общества "Пламя Чесмы. Греческий гамбит". Целью экспедиции стал поиск "русского следа" на островах греческого архипелага в Эгейском море. Здесь, после разгрома турецкого флота при Чесме в 1770 году, в течение нескольких лет существовала, так называемая, Архипелагская губерния.

Организаторами экспедиции выступили Костромское отделение Русского географического общества и кинокомпания "Скайфёст". Проект был поддержан Фондом президентских грантов и осуществляется в рамках перекрёстного Года России и Греции. В составе подводного отряда от Тульского отделения Общества в экспедиции принял участие Олег Золотарёв. Экспедиционным судном на 16 дней стал фрегат "Штандарт" – уникальная реплика российского фрегата начала XVIII века.

dji_0070-min.jpg

Фрегат "Штандарт" у острова Парос. Фото Martins Saiters
Фрегат "Штандарт" у острова Парос. Фото Martins Saiters

Фрегат "Штандарт" построен в Санкт-Петербурге в конце 90-х годов прошлого века и является действующей копией одноимённого российского фрегата времен Петра I. Инициатор строительства корабля и его бессменный капитан – выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Мартусь. "Штандарт" принимает участие в международных регатах, проводит учебно-тренировочные рейсы, посещает морские фестивали и праздники, осуществляет круизы с туристами на борту. Кроме того, фрегат активно снимается в кинофильмах и принимает участие в исторических реконструкциях.

В целом события Архипелагской экспедиции – исторического похода Балтийского флота Российской империи в Восточное Средиземноморье, – достаточно подробно описаны в исторических и научных исследованиях. Вместе с тем есть и малоизвестные для широкой публики страницы этой истории. Одной из них является плавание фрегата "Надежда Благополучия", ставшее своеобразным прологом к походу русской эскадры. В самом начале правления Екатерины II тульские предприниматели во главе с купцом Иваном Володимировым обратились с прошением на высочайшее имя. В нем они предлагали "зачать" торговлю в Средиземном море, для чего просили выделить фрегат, снабдив его пушками и военной командой. Намерения тульских купцов удачно совпали с планами самой императрицы. В сжатые сроки был спроектирован и построен 34-пушечный фрегат, получивший название "Надежда Благополучия". Корабль, оправдав своё наименование, успешно совершил свой первый вояж с тульскими товарами в 1764-1765 гг. в Ливорно. В соответствии с тайной инструкцией, выданной командиру корабля Фёдору Плещееву, попутно велась разведка маршрута для будущей Архипелагской экспедиции. Также в этом плавании успешно испытали и новшество для русского флота – двойную обшивку днища кораблей для защиты от морского червя. Впоследствии все суда будущей Архипелагской эскадры получили такую же обшивку для предохранения подводной части от древоточцев. Фрегат "Надежда Благополучия" принимал участие в Хиосском и Чесменском сражениях, прослужив в Архипелаге до 1773 года. В связи с ветхостью он был продан на слом и разобран в бухте Ауза на острове Парос.

oxrrxh-lu-e7jzwczznutazwq-uccoczutpet1zfiawp2qfgszj11wm_dizpoh07.jpg

Теоретический чертеж в 3-х проекциях: фрегата “Надежда благополучия”.ГИМ 87601/146
Теоретический чертеж в 3-х проекциях: фрегата “Надежда благополучия”.ГИМ 87601/146

Учитывая, что в ходе экспедиции первые подводные погружения планировались именно на Паросе, появился шанс воочию увидеть, что же могло сохраниться до наших дней от "володимерского" фрегата (так его иногда именовали в документах) и других русских кораблей. Несколько лет назад в этих местах побывал один из участников нынешней экспедиции, тележурналист Алексей Никулин. Ему уже доводилось видеть на дне остатки кораблей, поэтому выход на место их расположения не составил особых трудностей. В течение двух дней аквалангисты осмотрели и подробно отсняли остатки большого корабля, находящиеся на глубине шести-семи метров недалеко от берега. От деревянного корпуса мало что сохранилось, но на дне осталось значительное количество чугунного балласта и россыпь кирпичей от камбузной печи. Гряда спаянных ржавчиной чугунных брусков протянулась более чем на 20 метров и возвышалась над дном в среднем на полметра. Интересно, что под груду балласта можно было свободно просунуть руку – снизу он сохранил форму днища корабля, хотя от поддерживавших его деревянных шпангоутов ничего не осталось.

yiac0566.jpg

Балласт русского корабля у о.Парос. Фото Олега Золотарёва

Кстати, изучая в Российском государственном архиве военно-морского флота документы Архипелагской экспедиции, тульские исследователи встретили упоминание о таком балласте. На Черное море в 1775 году было отправлено 670 штук чугунного 2-пудового балласта, извлеченного из корпусов отслуживших свой срок кораблей. Получается, что весь его увезти просто не смогли, часть пришлось так и оставить в корабельных трюмах. Известно, что в бухте были затоплены остовы пяти кораблей, два из них – линейных 66-пушечных. Можно ли установить, какой из них принадлежит фрегату "Надежда Благополучия"? Теоретически да, если обследовать все остовы и сравнить их размеры. Фрегат строился по специальному проекту и по своим размерам занимал промежуточное положение между линейными кораблями и обычными фрегатами. Ещё в документах по постройке фрегата упомянута интересная деталь: в его форштевень был заложен голландский червонец – прообраз закладной доски корабля.  Так что если когда-нибудь среди остатков одного из кораблей блеснет золотой дукат – вполне возможно, что это и есть "тульский" фрегат.

yiac0917-min.jpg

Орудие с корабля "Святослав". Фото Олега Золотарёва

Пожалуй, основной "подводной" составляющей экспедиции "Пламя Чесмы" стало исследование остатков 80-пушечного корабля "Святослав". Самый большой линейный корабль русской эскадры, участвовавший в греческой кампании, сел на мель 6 сентября 1770 года. Это случилось в нескольких милях от восточного побережья острова Лемнос на необозначенной на картах того времени отмели. Было ли это случайностью или диверсией – мнения историков до сих пор расходятся. Неоспоримым является тот факт, что потеря новейшего и самого мощного русского корабля коренным образом повлияла не только на ход войны, но и на все последующие события в Архипелаге. Несмотря на то что корабль "Святослав" впервые был обнаружен российскими исследователями в 2013 году, только сейчас Министерство культуры Греции официально разрешило обследовать место его крушения. Группе дайверов удалось осмотреть и отснять сохранившиеся на дне пушки, ядра, якоря и балласт корабля. По материалам фото и видеосъемки будет подготовлен глазомерный план расположения остатков корабля.

Маршрут экспедиции на фрегате "Штандарт" в общей сложности составил около пятисот морских миль. Погода не всегда благоприятствовала – на переходе от Наксоса до Хиоса корабль попал в 8-балльный шторм по шкале Бофорта. Но команда экспедиции под руководством капитана Владимира Мартуся с честью выдержала все испытания. Приход "Штандарта" на любой из островов Архипелага, а за время экспедиции фрегат побывал на пяти островах, становился настоящим событием. Посетители шли на борт нескончаемой чередой, а греческие СМИ давно не рассказывали и не показывали о России так хорошо и так много.

dsc_7579-min.jpg

Экспедиция завершена. Фото Тульского отделения РГО

Экспедиция завершилась, но проект "Пламя Чесмы" продолжается. По материалам, отснятым кинокомпанией "Скайфёрст", будет подготовлен документальный фильм, представление которого публике состоится уже в конце этого года.

По материалам Тульского областного отделения РГО