Специалисты Южно-Камчатского заказника с помощью гидроакустической и аэросъёмки оценят численность крупнейшего на территории Азии стада нерки. Данные необходимы для дальнейших прогнозов и регулирования промысла. Сейчас продолжается комплексное обследование экосистемы Курильского озера. Главная цель проекта — сохранить хрупкий баланс между человеком и природой.
В настоящее время на мелководных участках озера (литорали) наблюдаются 16 из 40 хорошо выраженных мест нереста нерки, описанных учёными Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии в 1970-е годы. Большинство нерестилищ представляет собой узкую полосу "гнёзд", которые расположены вдоль берега на глубинах, не превышающих 1–1,5 метра.
"Изначально складывается впечатление, что значительные нерестовые площади пустуют, поскольку массовый заход производителей в озеро уже завершен. Однако по результатам гидроакустических съёмок в непосредственной близости от некоторых нерестилищ на глубинах около 15 метров мы зафиксировали достаточно плотные скопления рыб. Среди них могут быть производители нерки, которые подойдут к местам нереста позже и заполнят пустующие площади", — рассказал научный сотрудник Института биологии внутренних вод имени Папанина РАН Михаил Малин.
Обнаруженные места нереста обследовали при помощи управляемого подводного аппарата. Данные видеосъёмки позволили уточнить характер грунта, который нерка предпочитает для обустройства "гнёзд", а также оценить видовой состав обнаруженных рыбных скоплений. Как и предполагали учёные, они состоят из созревших производителей нерки и гольцов.
Почти завершена работа по картированию нерестилищ в литоральной зоне озера. По словам специалистов, нерест на литорали начался позже, чем в притоках. Это подтверждают наблюдения за поведением рыб с квадрокоптера, а также присутствие на нерестилищах готовых к спариванию самцов нерки. О том, что процесс откладывания икры начался, говорит и содержимое желудков гольцов, пойманных при контрольных обловах.
"Интересно, что проходные гольцы, видимо, не слишком эффективные охотники за нерочьей икрой: икра в желудках обнаруживается примерно у одной рыбы из трёх, и всего по одной-две икринки вместе с мелкими камешками и песком. Более обычная их пища — мелкий непроходной голец и колюшка. Гораздо успешнее добывают икру как раз мелкие (12–15 сантиметров) непроходные гольцы. Икра в желудках есть практически у каждого, и число икринок составляет в среднем пять-семь штук. Учитывая размер этих рыб, их желудок просто набит икрой. По-видимому, благодаря небольшим размерам им удаётся воровать икру незаметно для охраняющей гнездо самки и не вызывая агрессии со стороны самцов", — отметил ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцова РАН Алексей Цессарский.
Стадо озерновской нерки, которое воспроизводится в бассейне Курильского озера на территории Южно-Камчатского заказника, не только самое многочисленное в Азии, но и наиболее изученное. Исследования этих лососей с 1940 года проводят сотрудники Камчатского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ранее Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии). Учёные ведут мониторинг состояния и численности стада в озере и реке Озёрной, а также в Тихом океане, где нерка нагуливается несколько лет, и дают рекомендации рыбопромышленникам для установления проходных дней. Они необходимы, чтобы на нерест в озеро заходило количество производителей, достаточное для полноценного воспроизводства стада. По данным специалистов, оптимальное число — 1,7 миллиона особей.
От нерки зависит благополучие природных комплексов, жителей юга Камчатки, экономики Камчатского края. Основной промысел ведётся в Охотском море, в устье реки Озёрной, по которой рыбы заходят на нерест в Курильское озеро. В числе главных потребителей ценных диких лососей на побережье водоёма — камчатские бурые медведи. Погибшие после нереста рыбы также являются естественным органическим удобрением для растительности.
В программе экологического обследования Курильского озера задействованы сотрудники КамчатНИРО, Кроноцкого заповедника, Института проблем экологии и эволюции и Института биологии внутренних вод.