На полуострове Рыбачий появился памятный знак первому советскому НИС "Персей"

Участники торжественной церемонии открытия памятного знака НИС Персей в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря. Фото: Виталий Новиков

22 июня 2023 года на полуострове Рыбачий появился памятный знак первому советскому научно-исследовательскому судну "Персей", трагически погибшему в самом начале Великой Отечественной войны. 10 июля 1941 года после налёта вражеской авиации "Персей" затонул в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря. Подтянутое к берегу судно в дальнейшем использовалось в качестве причала для доставки военных грузов защитникам полуострова Рыбачий.

2232_ostanki_nis_persey_v_gube_eyna_motovskogo_zaliva_barenceva_morya.jpg


Останки НИС Персей в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря. Фото: Виталий Новиков

К месту гибели "Персея" участники торжественной церемонии прибыли водным путём на гидрографических катерах Северного флота "Александр Макорта" и "Николай Тимошенко", повторив последний маршрут легендарного корабля. В мероприятии принял участие мурманский фотограф, член РГО по Мурманскому областному отделению Виталий Новиков.

1589_bolshoy_gidrograficheskiy_kater_nikolay_timoshenko_v_gube_eyna_na_meste_gibeli_nis_persey.jpg


Большой гидрографический катер Николай Тимошенко в губе Эйна на месте гибели НИС Персей. Фото: Виталий Новиков

Идея увековечить имя первенца советского научного флота  принадлежит заместителю директора Полярного филиала ВНИРО Константину Соколову.

На открытии памятного знака присутствовали представители Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Северного флота, Русского географического общества. Одним из почётных гостей стал руководитель историко-морского клуба "Персей" в Красногорске  Александр Шепканов. Это его третья экспедиция к месту последней стоянки корабля. Во время двух предыдущих в 1974 и 1979 годах он побывал на полуострове Рыбачий вместе с членами экипажа "Персея": начальником последнего экспедиционного рейса  Олегом Киселёвым  и полярным исследователем, писателем  Всеволодом Васнецовым.

2098_starshiy_oficer_gidrograficheskoy_sluzhby_severnogo_flota_aleksandr_zubarev.jpg


Старший офицер гидрографической службы Северного флота Александр Зубарев. Фото: Виталий Новиков

История "Персея" началась в 1921 году после подписания декрета В.И. Ленина о создании Плавучего морского научного института. Руководителем "Плавморина" назначили Ивана Илларионовича Месяцева. Первый исследовательский рейс на ледокольном пароходе "Малыгин" показал, что институту необходим собственный флот. Ледоколу приходилось постоянно отклоняться от маршрута экспедиции, принимать участие в спасательных операциях по извлечению судов из ледового плена и обеспечивать  проводку кораблей. К концу арктического похода на «Малыгине» находилось 80 членов экипажей спасённых судов, и о проведении научной деятельности не могло быть и речи.

1605_sotrudniki_vniro_osmatrivayut_chast_obshivki_sudna.jpg


ВНИРО осматривают часть обшивки судна. Фото: Виталий Новиков

После возвращения в Архангельск И.И. Месяцев занялся поиском подходящего судна, которое можно было бы использовать для морских экспедиций. В Лайском доке стояло недостроенное бесхозное зверобойное судно.  Строить его начал в 1916 году сибирский промышленник Епимах Могучий,  которому принадлежала парусно-паровая шхуна "Андромеда", участвовавшая в поисках пропавших экспедиций лейтенанта Брусилова и геолога Русанова. Своему новому судну Могучий дал имя "Персей", но достроить его в связи с началом революции ему не удалось. Архангельский судоремонтный завод отказался завершать строительство "Персея", поэтому инженеров, механиков и мастеров сотрудникам института приходилось искать самостоятельно и оплачивать их работу за собственные деньги. Оборудование для корабля собирали "с миру по нитке". Главную машину и котёл разрешили взять с затонувшего буксира, лежавшего на дне Двины. Буксир подняли, сняли и восстановили подходящие механизмы для "Персея". Со сторожевого судна "Гориславна" достали медные иллюминаторы и паровой свисток в три тона. Электрооборудование взяли на броненосце "Чесма".  Мебель, навигационные приборы демонтировали с ледокола "Лейтенант Дрейер".

1685_brashpil_na_fone_ostankov_nis_persey.jpg


Брашпиль на фоне останков НИС Персей. Фото: Виталий Новиков

В первый научный рейс "Персей" вышел  19 августа 1923 года. За годы службы он совершил 84 экспедиции и прошёл 100000 морских миль, 9 раз был в районе Шпицбергена, 5 раз у Земли Франца-Иосифа, 12 раз у Новой Земли.  Впервые "Персей" провёл исследования в Гренландском море. Сотни учёных прошли  на его палубе свою первую практику, среди которых были академик Лев Зенкевич, профессоры Николай Зубов,  Мария Клёнова, Татьяна Горшкова, Семён Бруевич, Владимир Яшнов.

2214_aleksandr_shepkanov_rukovoditel_kluba_persey_v_krasnogorske_u_ostankov_nis_persey_v_gube_eyna_motovskogo_zaliva_barenceva_morya.jpg


Александр Шепканов (руководитель клуба Персей в Красногорске) у останков НИС Персей в губе Эйна Мотовского залива Баренцева моря. Фото: Виталий Новиков

Дело "Персея" продолжает жить. На смену небольшому деревянному судну пришёл целый научно-исследовательский флот, состоящий из современных, оснащённых всем необходимым оборудованием кораблей. Имя "Персея" навсегда вписано в славную историю российской науки.