На полюсе холода завершился якутский этап экспедиции "Алсиб"

Горные ландшафты Якутии. Фото предоставлено участниками экспедиции

Завершился якутский этап экспедиции по обследованию объектов воздушной трассы Алсиб. Специалисты Русского географического общества, Минобороны России и местные поисковики изучили места крушения американских "Бостонов", "Аэрокобр" и "Киттихоков" на участке Оймякон — Якутск — Витим. По многочисленным свидетельствам, именно этот участок трассы Алсиб был самым сложным для лётчиков, перегонявших поступавшие по ленд-лизу самолёты.

Якутск был административным центром трассы между Чукоткой и Красноярским краем. В 1942–1945 годах здесь размещались штабы воздушной трассы Красноярск — Уэлькаль (Алсиб) и 1-й перегоночной авиадивизии, 4-го перегоночного и 8-го транспортного авиаполков. В связи с реконструкцией аэропорта Якутска в сжатые сроки были построены запасные аэродромы в Зырянке, Оймяконе (Томторе), Хандыге (Тёплом Ключе), Олёкминске и Витиме.

Провести авиационные и наземные поисковые работы в районе якутских аэродромов и вывезти объекты военно-технической истории времен Великой Отечественной войны для музейных экспозиций — основные цели третьего этапа экспедиции "Алсиб", проходящего в Республике Саха (Якутия). Полевому сезону предшествовали архивные исследования. Однако многие координаты мест падения самолётов до сих пор остаются неизвестными. Восполнить пробелы помогают якутские краеведы и жители, интересующиеся военной историей.

whatsapp_image_2022-09-19_at_11.14.36.jpeg

Фрагменты истребителя P-39 "Аэрокобра" в районе посёлка Ючугей. Фото предоставлено участниками экспедиции

Первой точкой поиска стал Оймяконский улус, где расположен официально зарегистрированный полюс холода планеты. Зимой температура здесь может опускаться до –70 °С. Участники экспедиции обследовали и зафиксировали место падения истребителя P-39 "Аэрокобра" под управлением старшего лейтенанта Франца Биоха. Катастрофа произошла 12 сентября 1943 года в районе Томтора. При заходе на посадку самолёт, потеряв поступательную скорость, камнем упал вниз. Лётчик погиб.

— В 64 км западнее от Томтора произошла авария другой "Аэрокобры" под управлением старшего лейтенанта Павла Горельцева, — рассказал руководитель экспедиции Алексей Ефанов. — 22 февраля 1943 года рядом с посёлком Ючугей произошла авария, пилот сумел покинуть самолёт на парашюте. Поисковая группа смогла идентифицировать фрагменты разбившегося истребителя.

Рядом с Хандыгой, в районе впадения реки Додаё в реку Тебердень, поисковая группа обнаружила обломки истребителя P-40 "Киттихок" младшего лейтенанта Николая Дьякова. 9 декабря 1942 года он совершил вынужденную посадку на лёд. Переменчивая погода северных территорий, заснеженные отроги Верхоянского хребта осложняли работу спасательного отряда, который нашёл лётчика только спустя десять дней.

— На протяжении четырёх лет поисковая группа пыталась найти P-40 "Киттихок" — единственный истребитель такого типа, которой совершил вынужденную посадку в Якутии, — рассказал участник экспедиции "Алсиб", историк авиации из Якутии Виктор Мазуренко. — В районе Хандыги с воздуха были замечены обломки военного самолёта. Впоследствии местный поисковик передал нам фотографию этих фрагментов, но изображение было размытым. По диску шасси мы определили возможный тип самолёта — P-63 "Кингкобра". Как оказалось, мы ошибались. В ходе поисковых работ этого года удивительной находкой стал искомый "Киттихок" старшины Николая Дьякова.

photo_2022-09-19_11-02-24.jpg

Обнаруженные фрагменты истребителя P-40 "Киттихок". Фото предоставлено участниками экспедиции

Заключительным отрезком якутского этапа экспедиции стал участок Олёкминск — Витим. 30 ноября 1943 года в 70 км от Олёкминска, в районе устья реки Бирюк, разбилась "Аэрокобра" лейтенанта Дмитрия Ефремова. По прошествии многих лет найти точное место падения не удалось. Радиус поиска обломков самолёта может составлять несколько километров. Участники экспедиции установили памятную табличку погибшему пилоту.

В 50 км от Витима 13 октября 1943 года столкнулись две "Аэрокобры" из-за ошибки пилотирования. Лётчик первого истребителя майор Павел Морозов погиб. Пилот второго самолёта, капитан Иван Федотов выпрыгнул с парашютом. Его нашёл и вывел колхозник Ибрагим Габидулин. За спасение пилота он был награждён медалью. Поисковая группа обнаружила фрагменты истребителей, которые будут переданы музеям. На месте гибели Павла Морозова установили памятный знак.

Завершением полевого сезона экспедиции 2022 года стало обследование участка трассы вблизи аэродрома Киренск в Иркутской области. С помощью местных краеведов было обнаружено место падения А-20 "Бостон" в районе деревни Осиновка. Впереди участников экспедиции ждёт камеральный этап: изучение найденных артефактов и их подготовка к выставочной экспозиции, посвящённой 80-летию трассы Алсиб.

Якутскому этапу экспедиции предшествовала поисковая и мемориальная работа в других регионах, над которыми пролегали маршруты исторической трассы. Весной и летом 2022 года в Красноярском крае были обследованы места крушения "Аэрокобры" и "Бостона", проведены мемориальные мероприятия. Следующий этап прошёл на Чукотке. Менее чем за четыре недели специалисты обнаружили обломки трёх самолётов С-47 "Дуглас" в районе села Уэлькаль, залива Креста и на восточном берегу озера Горное. Истребитель P-40 "Киттихок" был найден в районе Эгвекинота. Последней находкой стали фрагменты истребителя P-63 "Кингкобра", обнаруженные рядом с Марковом.

Красноярская воздушная трасса (воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль, впоследствии Алсиб) — авиакоридор, соединяющий США и СССР, возник в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза США поставляли нам истребители, бомбардировщики, транспортные и учебные самолёты. Для их перегона и была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские лётчики могли бы перегонять самолёты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило более 8 тыс. самолётов.

Наталья Садовских