25 сентября 2022 года исполнилось 80 лет военной воздушной трассе Аляска-Сибирь-фронт (Алсиб). В преддверии этой значимой даты РГО и Минобороны провели несколько поисковых экспедиций. В прошлом году обследовали сохранившиеся аэродромы трассы, в этом искали места крушения самолётов. На сегодня завершился якутский этап экспедиции. Ему предшествовала поисковая работа и в других регионах, по которым пролегала трасса Алсиб. Руководитель Костромского отделения РГО Рябинцев Роман два года подряд был участником поисковых экспедиций вместе с Алексеем Никулиным - автором блога "Русский след". В своем блоге Алексей поделился рассказом об экспедиции 2022 года.
Алсиб — авиакоридор, соединяющий СССР и США в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли советской стране истребители и бомбардировщики, для чего была необходима круглогодичная воздушная трасса. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, взлётные полосы готовились всего за пять — восемь месяцев. Начиная с 1942 года советские лётчики перегнали на фронт по трассе Алсиб 8094 самолёта.
Мест, подобных Танюреру, на нашей планете все меньше. Столько военного антиквариата под открытым небом – это еще надо поискать.
На Чукотке я в основном нацелился на поиск самолетов и в качестве "сыщика", и в качестве "киношника" – снять фильм о том, как два десятка энтузиастов ищут пропавшие во время войны самолеты на трассе Алсиб.
Но попасть на Танюрер - "заповедник войны" на Чукотке – это я пропустить никак не мог.
Стоит сказать, что аэродром Танюрер был запасным, но это не значит, что он был не загружен или обделен в плане количества оборудования или полноты инфраструктуры. Все, как и на остальных объектах Алсиба: метеослужба, столовая, общежитие, гаражи, техника, грузовики, 400 человек постоянного персонала и т. д.
Золотой век Танюрера пришелся на годы войны. Но с окончанием войны его жизнь не закончилась, скорее, наоборот - аэродром не закрыли, а даже увеличили штат военнослужащих. Началась другая война - "холодная". Танюрер получил статус поселка и даже появился на карте, просуществовав до конца 1960-х годов. Потом наступила эра сверхзвуковой авиации и баллистических ракет и... число жителей уменьшилось до одного метеоролога.
Построен аэродром был на острове в устье реки Танюрер при слиянии её с Анадырем. Завозили всё необходимое по реке на баржах, так же впоследствии и снабжали. Правда, пока позволяла ледовая обстановка. А завозить сюда технику ох, как было надо. Танюрер – это хотя и остров, но по сути большое болото, как, впрочем, и остальная "Территория". Для отсыпки взлётной полосы понадобилось переместить в глухой тундре 59 тысяч кубометров грунта — это около шести тысяч "КамАЗов" – но их тогда, правда, не было. Были "полуторки", "сталинцы" и американские "студеры".
Сейчас все заросло густым кустарником, в котором не угадывается размах этого в прошлом грандиозного сооружения. Да и оставшуюся американскую технику так запросто не найти. Расстояния серьезные – никаких ног не хватит. Вот специально для разведки сюда на транспортном МИ-26 забросили и все необходимое для постановки лагеря экспедиции РГО, и транспорт – два квадроцикла и вездеход-болотоход.
Правда, мы быстро поняли, что перемещаться по окрестностям лучше на вездеходе: он не тонет, в отличие от квадрика. Да и, как впоследствии выяснилось, только вездеход способен вытащить на относительно сухое место все найденное экспедицией.
То, что все приняли за "Студебекер", оказался очень редким авиационным тягачом REO 29-XS. Руководитель экспедиции РГО Олег Подклетнов предположил, что он, возможно, единственный в мире сохранившийся экземпляр.
Автомобиль выпускался с 1942 года в качестве седельного тягача, аэродромного топливозаправщика и ремонтно-эвакуационной машины. Мощность бензинового двигателя "Геркулес" - 180 сил, колесная формула - 6х6, в здешних местах он имел шанс выжить. Но машина была достаточно редкая, с запчастями было, вероятно, туго, "донора" для него не нашлось.
Обычно на такие тягачи устанавливали разного типа навесное оборудование. В данном случае это оказался абсолютно незаменимый в здешнем климате агрегат - снегоуборочный щит, проделавший путь с Миннесоты на Чукотку.
Источник: https://dzen.ru/media/id/5e2099ae028d6800b114373f/alsib-aerodrom-taniure...