На трассе Алсиб нашли обломки американских истребителей

Детали двухмоторного самолета. Фото: Алексей Никулин

25 сентября 2022 года исполнилось 80 лет военной воздушной трассе Аляска-Сибирь-фронт (Алсиб). В преддверии этой значимой даты РГО и Минобороны провели несколько поисковых экспедиций. В прошлом году обследовали сохранившиеся аэродромы трассы, в этом искали места крушения самолётов. На сегодня завершился якутский этап экспедиции. Ему предшествовала поисковая работа и в других регионах, по которым пролегала трасса Алсиб. Руководитель Костромского отделения РГО Рябинцев Роман два года подряд был участником поисковых экспедиций вместе с Алексеем Никулиным - автором блога "Русский след". В своем блоге Алексей поделился рассказом об экспедиции 2022 года.

Алсиб — авиакоридор, соединяющий СССР и США в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли советской стране истребители и бомбардировщики, для чего была необходима круглогодичная воздушная трасса. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, взлётные полосы готовились всего за пять — восемь месяцев. Начиная с 1942 года советские лётчики перегнали на фронт по трассе Алсиб 8094 самолёта.

Мест, подобных Танюреру, на нашей планете все меньше. Столько военного антиквариата под открытым небом – это еще надо поискать.

На Чукотке я в основном нацелился на поиск самолетов и в качестве "сыщика", и в качестве "киношника" – снять фильм о том, как два десятка энтузиастов ищут пропавшие во время войны самолеты на трассе Алсиб.

Но попасть на Танюрер - "заповедник войны" на Чукотке – это я пропустить никак не мог.

Стоит сказать, что аэродром Танюрер был запасным, но это не значит, что он был не загружен или обделен в плане количества оборудования или полноты инфраструктуры. Все, как и на остальных объектах Алсиба: метеослужба, столовая, общежитие, гаражи, техника, грузовики, 400 человек постоянного персонала и т. д.

Золотой век Танюрера пришелся на годы войны. Но с окончанием войны его жизнь не закончилась, скорее, наоборот - аэродром не закрыли, а даже увеличили штат военнослужащих. Началась другая война - "холодная". Танюрер получил статус поселка и даже появился на карте, просуществовав до конца 1960-х годов. Потом наступила эра сверхзвуковой авиации и баллистических ракет и... число жителей уменьшилось до одного метеоролога.

uste_reki.jpg


Устье реки. Фото: Никулин Алексей

Построен аэродром был на острове в устье реки Танюрер при слиянии её с Анадырем. Завозили всё необходимое по реке на баржах, так же впоследствии и снабжали. Правда, пока позволяла ледовая обстановка. А завозить сюда технику ох, как было надо. Танюрер – это хотя и остров, но по сути большое болото, как, впрочем, и остальная "Территория". Для отсыпки взлётной полосы понадобилось переместить в глухой тундре 59 тысяч кубометров грунта — это около шести тысяч "КамАЗов" – но их тогда, правда, не было. Были "полуторки", "сталинцы" и американские "студеры".

Сейчас все заросло густым кустарником, в котором не угадывается размах этого в прошлом грандиозного сооружения. Да и оставшуюся американскую технику так запросто не найти. Расстояния серьезные – никаких ног не хватит. Вот специально для разведки сюда на транспортном МИ-26 забросили и все необходимое для постановки лагеря экспедиции РГО, и транспорт – два квадроцикла и вездеход-болотоход.

na_aerodrome.jpg


На аэродроме. Фото: Никулин Алексей

Правда, мы быстро поняли, что перемещаться по окрестностям лучше на вездеходе: он не тонет, в отличие от квадрика. Да и, как впоследствии выяснилось, только вездеход способен вытащить на относительно сухое место все найденное экспедицией.

vytyagivaem_dvigatel_iz_bolotoa.jpg


Вытягиваем двигатель из болота. Фото: Никулин Алексей

То, что все приняли за "Студебекер", оказался очень редким авиационным тягачом REO 29-XS. Руководитель экспедиции РГО Олег Подклетнов предположил, что он, возможно, единственный в мире сохранившийся экземпляр.

detali_samoleta.jpg


Находки в собранном виде. Фото: Никулин Алексей

tyagach_reo_29_xc.jpg


Тягач REO 29-XS. Фото: открытые источники Интернет

nadpisi_na_obshivke.jpg


Надпись на обшивке. Фото: Никулин Алексей

Автомобиль выпускался с 1942 года в качестве седельного тягача, аэродромного топливозаправщика и ремонтно-эвакуационной машины. Мощность бензинового двигателя "Геркулес" - 180 сил, колесная формула - 6х6, в здешних местах он имел шанс выжить. Но машина была достаточно редкая, с запчастями было, вероятно, туго, "донора" для него не нашлось.

 

detali_tyagacha.jpg


Детали тягача. Фото: Никулин Алексей

Обычно на такие тягачи устанавливали разного типа навесное оборудование. В данном случае это оказался абсолютно незаменимый в здешнем климате агрегат - снегоуборочный щит, проделавший путь с Миннесоты на Чукотку.

snegouborochnyy_shchit.jpg


Снегоуборочный щит. Фото: Никулин Алексей

snegouborochnyy_shchit_1.jpg


Остатки снегоуборочного щита. Фото: Никулин Алексей

tablichka_ne_snegouborochnom_shchite.jpg


Табличка на снегоуборочном щите. Фото: Никулин Алексей

 

Источник: https://dzen.ru/media/id/5e2099ae028d6800b114373f/alsib-aerodrom-taniure...