На всех парусах

Фрегат "Надежда". Фото предоставлено МГУ им. адм. Г.И.Невельского
Фрегат "Надежда". Фото предоставлено МГУ им. адм. Г.И.Невельского

С 8 сентября по 4 октября 2016 года на Черном море пройдет регата парусного флота SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016. Ее участники – парусные суда длиной не менее 30 футов (около 9,2 метра) – пройдут из румынской Констанцы в Новороссийск, затем из Новороссийска в Сочи, а оттуда в болгарский порт Варну. По словам генерального директора ассоциации Sail Training International Гвина Брауна, гонка между двумя российскими портами – Сочи и Новороссийском  будет первой в истории соревнований больших парусников.

Русское географическое общество объявило конкурс на участие в Черноморской регате больших парусников. Его победители получат места в экипаже одного из российских экипажей регаты: с 17 по 25 сентября они получат возможность пройти российский этап гонки. Заявки на участие от граждан России в возрасте от 18 до 22 лет включительно принимаются на волонтерском сайте РГО до 14 августа. У читателей портала РГО есть шанс поучаствовать в большом парусном приключении!

Один из самых известных российских парусников, участвующих в регате – "Надежда", принадлежащий предприятию "Росморпорт". Трехмачтовый фрегат с полным парусным вооружением был построен в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Длина "Надежды" от кормы до бушприта – 109 метров, корпус и мачты выполнены из стали. Управление парусами, площадь которых составляет почти 3000 квадратных метров – полностью механическое. Два вспомогательных двигателя с приводом на один гребной винт служат лишь для плавания в шторм и маневрирования в портах.

Этот учебный парусник был построен по мотивам так называемых винджаммеров – последнего технологического поколения коммерческих парусников конца XIX– начала ХХ века. Винджаммеры – по-английски "выжимающие ветер" – отличались от предыдущих парусных судов широким использованием стали, увеличенными размерами. На крупных судах этого поколения паруса ставились и убирались при помощи паровых лебедок. Из крупных парусников той эпохи в эксплуатации остались единицы, включая российские учебные барки "Седов" и "Крузенштерн" (построенные в 1921 и 1926 году соответственно).  Парусник "Надежда" – одно из судов, предполагавшихся в 1980-х годах на замену ветеранам учебного флота. В реальности произошла не смена поколений, а их мирное сосуществование.

Что же касается самого названия «Надежда», то оно для российского флота более чем знаковое. Именно "Надеждой" назывался шлюп, на котором в 1803–1806 годах было совершено первое в нашей истории кругосветное путешествие под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. На борту первой «Надежды» побывали мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Макар Ратманов. А сейчас на современной «Надежде» проходят практику студенты-мореходы.

Черноморская регата больших парусников включена в программу плаваний фрегата на 2016 год, сейчас полным ходом идет подготовка. У читателей портала РГО есть уникальный шанс не просто болеть за наших соотечественников в этом красивейшем виде спорта, но и стать членом команды. Все, что для этого нужно – молодость, задор и немного географических знаний!