На территории Центрального Черноземья на протяжении достаточно длительного времени проводятся комплексные исследования памятников археологии при участии историков – археологов и представителей естественно-научных дисциплин, - географов – почвоведов, биологов и др. Каждый изученный памятник по своему уникален и позволяет получить важную палеогеографическую информацию как о локальных, так и региональных изменениях окружающей среды в голоцене, а в целом накапливающиеся сведения формируют ценную базу сведений об особенностях и закономерностях хроноэволюционного развития почв и других компонентов геосистем в данном регионе.
В 2024 году на юго-востоке Воронежской области выполнялись раскопки высокого, задернованного дикорастущими травами, кургана бронзового века. Участок исследований расположен на южных отрогах Калачской возвышенности в степной зоне, естественная растительность которой в докультурный период была представлена разнотравно-типчаково-ковыльными степями. Главным компонентом зональных почв изучаемой территории являются черноземы обыкновенные – самый северный подтип черноземов степной зоны. Коренными породами на изучаемой территории выступают породы меловой системы в долинах рек и породы палеогена на прилегающих к речным долинам водоразделах. И в том, и в другом случае в породном составе встречаются мергели, пески и песчаники морского происхождения. Почвообразующими породами на высоких надпойменных террасах рек и водоразделах почти повсеместно являются лессовидные карбонатные суглинки и глины.
Изучаемый курган в геоморфологическом отношении расположен на краю ровного водораздела, переходящего к югу и западу в пологий склон долины реки Толучеевка, левого притока реки Дон (рис. 1). Относительное превышение водораздела над урезом воды в реке составляет не менее 40 метров. На основании исследования стратиграфии насыпи кургана и обнаруженных в нем артефактов, было установлено, что курган имеет многослойное строение и сооружался в несколько стадий. Основная насыпь кургана с наиболее древними погребениями возникла в позднюю стадию развития ямной культурно-исторической общности. Высота первичной насыпи кургана составляла 1.5 метра в центральной части при диаметре кургана около 15 метров. В момент создания наиболее ранней (основной) насыпи кургана по ее краям был сооружен ритуальный ровик глубиной 0.5 метра и шириной около 1 метра. В северо-западной части основной насыпи кургана в материале заполнения этого ровика было обнаружено детское погребение, которое имело ритуальный характер, и генетически было связано с процедурой основного погребения под курганом.
Рис. 1. Вид на окружающий ландшафт рядом с изученным курганом: А – на юг – юго-запад к долине реки Толучеевка; Б – на север к археологическому раскопу кургана; В – на северо-запад от кургана (заброшенный несанкционированный карьер); Г – на восток от кургана (с фрагментом сохранившегося перед карьером естественного участка почв и растительности)
К сожалению, из-за сильной перерытости землероями, основное погребение оказалось почти полностью разрушенным и поэтому мало информативным. Однако в детском погребении под центральной насыпью был обнаружен древесный уголь, по которому можно выполнить радиоуглеродное датирование, что поможет более точно определить возраст основной насыпи кургана.
В последующий период, начиная с катакомбного времени среднего бронзового века, в основную насыпь кургана производились неоднократные впускные захоронения, что сопровождалось возникновением вторичных досыпок, ростом высоты и диаметра курганной насыпи. На фотографии бровки кургана, представленной на рис. 2, отмечены вероятные границы поверхности кургана на разных стадиях его существования. Эти границы выделены по тонким прослоям более светлого материала породы (выброса из могильных ям впускных погребений), которыми маркируются в некоторых местах существовавшие ранее поверхности кургана (рис. 3). В момент проведения раскопок максимальная высота кургана в его центральной части составляла 3.5 метра при диаметре в 26 метров.
Рис. 2. Фотография восточного фаса центральной бровки кургана с указанием материала разновозрастных досыпок: I – наиболее древняя насыпь основного кургана ямного времени, II, III – более поздние досыпки катакомбного времени
Рис. 3. Выбросы более светлой породы из могильных ям впускных погребений – маркеры древней поверхности достраивавшейся насыпи кургана (фрагмент фотографии восточного фаса центральной бровки изученного кургана)
Идентифицировать возраст почвообразующей породы как палеогеновый удалось по некоторым палеонтологическим находкам таким, как окаменевшие ходы морских червей, а также по встречаемости в толще супесей на большом пространстве археологического раскопа кургана прослоев кварцитового камня (атрибута морских и озерно-морских палеогеновых отложений), местами залегавшего в виде отдельных плит толщиной от 2 до 5 см или пачки, состоявшей из нескольких плит. Отсутствие на участке исследования пород более поздних периодов и, в частности, лессовидных суглинков, скорее всего, объясняется локальными условиями осадконакопления и преобладанием эрозии над аккумуляцией пород на протяжении неогенового и четвертичного периодов. Сам факт того, что коренные породы ландшафта в месте исследования выступают в качестве почвообразующих пород, возводит почвы данного участка в ранг интразональных.
Рис. 4. Профили погребенной почвы под самой древней насыпью изученного кургана на разных участках: А – под центром насыпи, Б – у северного края насыпи. Цифрой I обозначен материал насыпи наиболее древнего кургана, желтой линией на рис. 4 Б обозначена реконструируемая поверхность насыпи наиболее древнего кургана
Для визуализации рассматриваемых различий между почвами под центром и у северного края основной насыпи кургана должно было пройти, по самым скромным подсчетам, не менее 100-200 лет. Поэтому, судя по палеопочвенным данным, между этапом создания основной насыпи кургана с ямными погребениями и вторым этапом создания досыпок и появления впускных погребений катакомбного времени существовал достаточно длительный перерыв во времени.
Судя по полученным морфологическим данным глубины вскипания в профилях подкурганной и фоновой почв участка исследования, наиболее яркое отличие подкурганной почвы от фоновой заключается в более высоком залегании в ней карбонатов, а также в повышенной мощности окрашенной в бурый с каштановым оттенком цвет иллювиальной части профиля. Фоновая почва отличается от подкурганной менее интенсивной бурой окраской иллювиального горизонта В, в которой присутствует также серая тональность благодаря заметному количеству включений слепышин. Вообще, как нам кажется, в случае нашего исследования, на эволюцию морфологического облика почв в позднем голоцене в большей степени повлиял зоогенный фактор в результате активизации деятельности слепышей и в меньшей степени – биоклиматические факторы, которые влияли на почвообразование опосредованно и, в частности, через тот же зоогенный фактор.
Таким образом, анализ разновозрастных почв показал, что в ямное время климатические условия характеризовались большей засушливостью, чем в наши дни. Это провоцировало восходящий градиент миграции почвенных растворов, с которыми происходила подтяжка карбонатов, а также, вероятно, легкорастворимых солей, формировавших признаки солонцеватости в профилях почв того времени. Климат был более континентальным, чем в настоящее время. Трещины усыхания в верхней части профиля палеопочв были характерным явлением. Их присутствие говорит о возможности длительных засух в летние периоды. Во время снеготаяния, после дождей весной или осенью эти трещины играли роль коллекторов влаги, что привлекало сюда червей, которые оставили многочисленные ходы именно в трещинах или в непосредственной близости от них. Вполне вероятно, что корни растений также предпочитали эти места для своего освоения.
Почвенно-географические исследования выполнялись при поддержке гранта РНФ, проект № 24-77-10054 «Комплексные исследования археологических памятников и реконструкция палеосреды в голоцене и конце плестоцена»
Руководитель: Курбанова Фатима Габибулаховна, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории палеоархивов природной среды Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт географии Российской академии наук