Заботиться о сохранении природы человек начал относительно недавно, чего не скажешь о его давней заботе к искусству. Лувр в Париже, Эрмитаж в Петербурге, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Национальная портретная галерея в Лондоне, Третьяковская галерея в Москве — везде поддерживается микроклимат мирового культурного наследия. Однако если задуматься и не рассматривать безоговорочную важность музеев, во сколько человечеству обходится содержание собственной истории?
Живопись всегда начинает "болеть" со временем: пастель и акварель боятся влаги, масло на холсте трескается кольчугой, краски шелушатся, картины плесневеют. При несоблюдении условий хранения искусство деформируется, выцветает, коррозирует, съедается насекомыми. Для сохранения целостности художественных полотен в музеях поддерживается единый температурно-влажностный режим — используется система кондиционирования, которая регулирует параметры воздуха.
Кондиционеры также являются фактором глобального потепления. Дело в том, что для их работы используют такие хладагенты, как хлорфторуглероды. Вытекая из выброшенных на свалку техники, они попадают в атмосферу. Вещества воздействуют на озоновый слой и нагревают планету. Очевидно, что старые системы охлаждения в залах музеев и мастерских периодически заменяются на новые — это следствие прогресса.
Так, для реставрации картины Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885) в Третьяковской галерее была создана новая реставрационная мастерская, где обеспечивается особый световой режим и строгие климатические условия. Полотно было повреждено в 2018 посетителем музея.
Нет сомнения в том, что человеку нужно сохранять культурное наследие и поддерживать его в надлежащем состоянии, но возникает вопрос, для кого будут жить картины, для кого будет восстановлен "Иван Грозный", если к 2030 году экосистемы планеты из-за глобального потепления будет уже не спасти? Только время решит, сможем ли мы, преследуя технический прогресс, в том числе в создании кардинально новых и экологичных систем охлаждения, спасти планету.
Источники:
- МОРО-ВОТЬЕ, Заметки по технике живописи, перевод Г.И. Кепинова под РЕДАКЦИЕЙ В.Н. ЯКОВЛЕВА, Издательство ассоциации художников революции, МОСКВА-1929
- Глобальное потепление: 12 лет, чтобы спасти планету от катастрофы.
- Спасение шедевра. Дневник реставрации картины "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885).
- Микроклимат помещений музеев, художественных галерей, хранилищ картин.
- Кондиционеры оказались опасны для планеты.
Автор: Халтурина Регина, Журфак МГУ