Находки экспедиции «Восстановленная история» или приморская земля на всех одна

Удивительна всё-таки история нашего Южного края, в который раз в этом убеждаются родоведы – участники экспедиции «Восстановленная история», которые в мае – июне этого года исследовали территорию бухт Врангеля, Козьмина, Тазгоу (Спокойная), Юзгоу (Краковка). Рыбацкие посёлки, сёла, деревушки, хутора, которые ещё в 30-40-е гг. прошлого столетия значились на карте Приморья, бесследно исчезли, оставив следы своего многолетнего пребывания: каменные кладки фундаментов, кирпичи, металлические предметы быта и сельхозинструменты, фрагменты орудий лова и другие артефакты.

В конце ХIХ – начале ХХ веков заселение наших территорий происходило, в основном, крестьянами из европейских губерний России. Изучая списки переселенцев, стало ясно – каких только национальностей у нас только нет! Первыми жителями поселений в районе бухты Врангеля, кроме русских и украинцев, были немцы и поляки, карело-финны и эстонцы, представители еврейской национальности, потомки некоторых из них и сейчас живут во Врангеле и Находке, в ближайших посёлках и селах – Козьмино, Хмыловке, Владимиро-Александровском и др.

За пару месяцев следопыты посетили бывший рыбацкий посёлок Тазгоу, в котором сначала было большое корейское поселение, а затем его заселили преимущественно рыбаки из Астраханской области. Посёлок был большой, там находилась рыбобаза (филиал от рыбокомбината Козьмино и рыболовецкий колхоз имени Микояна). Посёлок, имевший развитую инфраструктуру, окончил своё существование в начале 50-х гг. ХХ века.

Интересные находки ожидали краеведов на заброшенных хуторах Лембета (переселенца из Эстонии) и Лайконен (карело-финнов). Екатерина Андреевна ЛАЙКОНЕН (САНТОЛАЙНЕН) прожила 106 лет (1865 – 1971). Она и её муж Михаил Яковлевич ЛАЙКОНЕН приехали из-под Нарвы. По воспоминаниям их внучки, Людмилы Николаевны ПОЛИЩУК (ЛАЙКОНИНОЙ), которые записала родовед Лариса ПОВХ, жизнь на хуторе была спокойной, но иногда и здесь случались происшествия. «Как-то я увидела двух мужчин, которые очень долго сидели на одном месте и наблюдали за нашим домом. Бабушка сказала, чтобы я побежала к пограничникам на заставу в Тазгоу. Командиром там тогда был КРАВЧЕНКО. Прибежала на заставу, рассказала всё дежурному, а тут и командир на коне подъехал… Деда с бабой я очень любила. Дед умер в 1951 году, похоронили его на кладбище во Врангеле. Бабушка жила на хуторе до 1953 года, а потом переехала жить в Находку, к дочери Розе».

Не менее познавательной стала поездка на заброшенный хутор переселенцев из Украины – Клыжко (в некоторых документах и на картах значится Клышко), который находился в верховьях притока р. Сандалянза, именно поэтому в документах часто поселение обозначено как Сандалянза №1. Судя по остаткам фундамента, можно сделать вывод что поселение было большим, было много хозяйственных построек. Родоведы нашли посуду, металлическую кровать, дверцы от печки, фрагменты чугунков, пилы, топоры и другие артефакты.

Некоторые предметы с поселения Клыжко хранятся в частной коллекции музея Анатолия КОЛОДЬКО. Член ПКО РГО – ОИАК, бывший председатель клуба «Родовед» (г. Владивосток) Татьяна Карповна КУШНАРЁВА как потомок рода КЛЫЖКО долгое время занималась своей родословной, исследовала три её ветви. У семьи ПОПЕНКО была своя земля, и их хутор находился ближе ко Врангелю (обозначался в документах Сандалянза №2).

Любопытные артефакты попались исследователям в районе бывшего поселения Краков, что в районе бухты Юзгоу (Краковка). В начале ХХ века здесь было несколько хуторов, которые основали переселенцы из Польши (отсюда и название – Краков). В архивных документах значатся фамилии хуторян: ВАНСОВСКИЕ, КРИВЕЦКИЕ, КУЗОДОВСКИЕ, СТОНЧУК, ТКАЧЕНКО, ФРЕЙБОРГ, ПЕДОРЕНКО, ПОРОШИЛОВЫ. Они занимались земледелием, пчеловодством. Затем, уже в советские времена, хуторяне объединились и организовали рыболовецкий посёлок, была здесь и воинская часть, и зона для заключённых. Наличие последнего объекта, кстати, подтверждается найденными фрагментами колючей проволоки.

Где же находились хутора бухты Врангель, по крупицам выясняла и собирала информацию неутомимая исследовательница Лариса ПОВХ.

В сторону Шепалова были хутора Клыжко, Попенко и Цыганковых. В устье речки Глинка, находился хутор ВИМНЕ Михаила Леонтьевича, а в сторону каменного карьера хутором стоял дом РАКС Якова Мартыновича.

В районе поворота дороги в сторону пос. Первостроителей находилось хозяйство Иосифа МИДЕЛЬСКОГО. Следующее единоличное поселение – это хутор КАНГЕР Матвея Яковлевича. Район конечной остановки в п. Первостроителей известен поселением ВЕЙСБЕРГ Карла Антоновича. В районе автобусного парка в п. Первостроителей проживал ПАТУРИ Иван Михайлович и его семья. К сожалению, почти все эти хуторяне подверглись репрессиям и были высланы за пределы Приморья.

Ещё через километр (в сторону Тазгоу) находился хутор ВЕРОНД. Еще дальше находился хутор ЛАЙКОНЕН Михаила Яковлевича и Екатерины Андреевны. В районе садового общества на берегу первой речушки было хозяйство РУММЕ Ивана Ивановича. В первой половине 1930-х годов семья ещё жила на хуторе, а потом переселилась во Владимиро-Александровское.

Наконец, последним хутором, который просуществовал до 1953 года, был хутор эстонца ЛЕМБЕТ Антона Ивановича, семья которого переехала на жительство в д. Береговая.

«Одна у нас земля: просторная, обильная, богатством природы одарённая, всё своё тепло и все сокровища отдаёт она доброму и рачительному человеку. Каждому место на ней найдётся, всем она домом родным станет, если сумеем сохранить её единой и сильной, научимся беречь и приумножать её славную историю», - этим словам из древнерусской летописи более 600 лет, но как точно они передают историю заселения земель Южного Приморья, где рядом селились люди разных национальностей и долгие десятилетия жили в мире и дружбе. Традиции эти сохранились и поныне…

Хотелось бы добавить, что материал в ходе экспедиций набран богатый. Это и архивные данные, и воспоминаний старожилов, их потомков, и предметы, найденные на местах былых поселений, и масса фотографий – кладбищ, домов первопоселенцев и т.д. По результатам исследований создаются электронные презентации, а затем будет выпущен краеведческий сборник. Участниками поездок стали неравнодушные люди, которые любят и уважают историю родного края, почти все они – члены Общества изучения Амурского края, родоведы и краеведы. Это Елена и Виктор БЕНДЯК, Лариса ПОВХ, Владимир ДАВЫДОВ, к ним присоединились Владимир ТРОФИМЕНКО и Анатолий КОЛОДЬКО.

Текст, фото: Горелова Ольга Александровна,

член ПКО РГО – ОИАК,

председатель клуба «Находкинский родовед»