Найти и не сдаваться: поиски погибших самолётов Алсиба

Чтобы почтить память погибших лётчиков, на местах катастроф устанавливают памятные знаки. Фото: Георгий Широков

Чтобы почтить память погибших лётчиков, на местах катастроф устанавливают памятные знаки. Фото: Георгий Широков

Найти и не сдаваться: поиски погибших самолётов Алсиба Найти и не сдаваться: поиски погибших самолётов Алсиба

В Красноярском крае с конца мая проходит очередной этап экспедиции, посвящённой трассе, по которой в годы Великой Отечественной войны перегоняли полученные по ленд-лизу "Дугласы", "Аэрокобры" и "Бостоны". В этом году легендарному воздушному коридору между США и СССР исполняется 80 лет — особый повод почтить память тех, кто не добрался до места назначения. Чтобы обнаружить места катастроф, порой приходится добывать старые карты, остерегаться медведей и собирать истории о призраках.

"Аэрокобра" Георгия Самарцева

Первым делом участники экспедиции направились в район села Большой Балчуг Сухобузимского района Красноярского края, где 29 марта 1944 года потерпел крушение истребитель "Аэрокобра" старшего лейтенанта Георгия Самарцева, командира звена 5-го перегоночного авиаполка. Он должен был доставить военный истребитель по маршруту Киренск — Красноярск, но погодные условия не позволили завершить перелёт. Погибшего лётчика нашли жители деревни Глубокий Ручей, рядом с которой произошла катастрофа, похоронили там же, где упал самолёт.

"28.07.44 жители д. Глубокий Ручей Сухобузимского р-на Красноярского края случайно обнаружили в лесу, в 2 км южнее деревни, разбитый самолёт. 14.08.44 комиссией 5-го ПАП установлено, что это перегоночный самолёт типа Р-39 "Аэрокобра". На месте происшествия обнаружены останки и партбилет ст. лейтенанта Самарцева. Останки погибшего комиссией похоронены на месте".

Центральный архив департамента воздушного транспорта

По прошествии многих лет найти место падения оказалось не так просто.

Даже имея точные координаты, можно не сразу обнаружить обломки самолёта, скрытые в зарослях. Фото: Георгий Широков

Даже имея точные координаты, можно не сразу обнаружить обломки самолёта, скрытые в зарослях. Фото: Георгий Широков

Александр Матвеев, руководитель комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти, в период с 2013 по 2016 год организовал несколько поисковых выездов, чтобы его разыскать, — рассказывает руководитель экспедиции "Алсиб" Галина Идиатуллина. — В 2016 году его поисковый отряд "Трасса" обнаружил несколько мелких фрагментов самолёта. Крупные вряд ли удастся когда-нибудь найти скорее всего, в тяжёлые времена местные жители использовали металл для хозяйственных нужд.

Сейчас деревни Глубокий Ручей уже не существует, и место, где покоятся останки лётчика, утеряно. Участники экспедиции надеялись найти его, но пока им это не удалось — поиск с георадаром в точке крушения самолёта не дал результатов. Есть сведения о том, что в своё время живший здесь инвалид Великой Отечественной войны Потап Савельев перезахоронил лейтенанта Самарцева на местном кладбище, но где именно, неизвестно.

Мы были бы рады расспросить его детей у Савельева их было семеро, но они все уже умерли, так что придётся искать внуков, — делится Галина Идиатуллина. — Сдаваться мы не намерены: будем продолжать поисковые работы, пока не найдём. 26 мая у нас открылся Молодёжный клуб РГО при Академии МЧС, ребята полны энтузиазма и решительно настроены довести дело до конца.

Поисковикам удалось обнаружить несколько мелких фрагментов Аэрокобры Самарцева. Фото: Георгий Широков

Поисковикам удалось обнаружить несколько мелких фрагментов Аэрокобры Самарцева. Фото: Георгий Широков

А пока на месте, где упал военный истребитель "Аэрокобра", установили памятный знак. На торжественную церемонию открытия, которая состоялась 9 июня, приехали из Новосибирска родственники Георгия Самарцева — его внук с женой. В торжественном митинге с отданием воинских почестей приняли участие военнослужащие войсковой части Министерства обороны Железногорска, представители Росгвардии, курсанты Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России, школьники филиала Кононовской средней школы.

"Товарищ Самарцев до трассы находился в правительственной командировке в Китае с мая по ноябрь 1941 г. Всесторонне образованный лётчик. В 5-м ПАП с августа 1942 года перегнал 33 боевых самолёта по маршруту Киренск — Красноярск. 5 самолётов — в чрезвычайно трудных и сложных условиях: 55-градусный мороз, пурга, низкая облачность, сплошной дым от лесных пожаров, ливни, когда земля совершенно не просматривалась, а посадка самолёта производилась на ограниченную полоску на льду. Ст. лейтенант Самарцев всегда принимал правильное решение и отлично сажал самолёт без единого лётного происшествия, проявляя при этом огромное самообладание, смелость и храбрость, смётку и прекрасное мастерство пилотирования".

Из наградного листа старшего лейтенанта Георгия Самарцева, заслужившего орден Отечественной войны 2-й степени

На месте гибели Георгия Самарцева установили памятный знак. Фото: Георгий Широков

На месте гибели Георгия Самарцева установили памятный знак. Фото: Георгий Широков

"Аэрокобра" Аркадия Кольцова

В середине июня участники экспедиции переместились в окрестности деревни Близнёвка в Емельяновском районе. Там 27 июля 1943 года погиб лейтенант Аркадий Кольцов, командир ещё одной "Аэрокобры". Найти его не могли 75 лет — только в 2018 году удалось обнаружить разбившийся истребитель и останки пилота, которого впоследствии перезахоронили на Троицком кладбище Красноярска.

Сначала мы съездили к точке, где упал самолёт, на рекогносцировку, — уточняет руководитель экспедиции. — Надо было определить, сколько людей понадобится, чтобы поднять сохранившиеся фрагменты самолёта, какие лебёдки нам для этого нужны, как эффективнее организовать работу. К началу работ мы уже чётко понимали расстановку сил и средств.

Из ямы, образовавшей на месте падения, военные, представители поискового отряда "Трасса" и курсанты Академии МЧС подняли лопасти "Аэрокобры", более мелкие детали самолёта и три военных пулемёта. В работе также приняли участие представители МЧС и МВД, которые не только помогали откапывать и вытаскивать обломки самолёта, но и запротоколировали находки. Вывезти то, что осталось от боевого истребителя, оказалось непросто — к месту его гибели можно было добраться только на квадроциклах, не слишком приспособленных для транспортировки тяжёлых громоздких грузов.

Громоздкие обломки поднимали при помощи лебёдок. Фото: Георгий Широков

Громоздкие обломки поднимали при помощи лебёдок. Фото: Георгий Широков

Там тайга, буреломы, были и болотистые места, — поясняет Галина Идиатуллина. — Квадроциклов у нас было не так много, поэтому участников экспедиции на место завозили и вывозили партиями, в несколько заходов. Лопасти самолёта и пулемёты пришлось тащить волоком. Приходилось соблюдать особую осторожность в окрестностях бродил медведь-четырёхлетка, повадившийся добывать мёд из ульев живущего неподалёку фермера. Последний раз он наведался на ферму как раз в день начала наших работ в районе.

По окончании работ место гибели лейтенанта Аркадия Кольцова привели в порядок и установили памятную табличку. Найденные материалы прибыли в Красноярское краевое отделение, военные пулемёты отправились на экспертизу в Министерство юстиции. А вывезенные фрагменты истребителя "Аэрокобра" ожидают специалистов военно-технической истории.

Удалось обнаружить и поднять на поверхность обломки упавшей Аэрокобры. Фото: Георгий Широков

Удалось обнаружить и поднять на поверхность обломки упавшей Аэрокобры. Фото: Георгий Широков

Будем приводить их в порядок, — рассказывает Галина Максимовна. — Совместно с Молодёжным клубом РГО и под руководством Александра Валерьевича Матвеева, руководителя комиссии Красноярского краевого отделения РГО по сохранению исторической памяти, мы  отмоем, разложим по пакетам, подпишем каждый фрагмент. В дальнейшем они станут экспонатами на выставках: что-то поедет в Москву, часть будет отдано в Парк-музей освоения Севера, некоторые артефакты оставим в распоряжении войсковой части Железногорска. Именно эта часть предоставила нам личный состав и военную технику повышенной проходимости. Ребята работали на совесть некоторые даже вышли на личных квадроциклах, в свои выходные, никого не надо было уговаривать. Глаза горели и у курсантов Академии МЧС: участники нашего Молодёжного клуба полностью погрузились в экспедиционную деятельность. Патриотизм можно проявлять по-разному. Например, участвовать в кропотливой работе по сохранению исторической памяти о советских лётчиках легендарной трассы Алсиб.

Аркадий Кольцов был командиром истребителя Р-39 "Аэрокобра", совершавшего перегон по маршруту Красноярск — Омск. Первый вылет истребителя оказался неудачным — самолёт вернулся на аэродром с неубранным шасси. Инженерная служба неисправностей не выявила, оказалось, что дело в ошибке лётчика. После этого Кольцов запросил разрешение продолжить перелёт вместе с семью бомбардировщиками А-20G "Бостон", готовившимися отправиться по тому же маршруту.

Посреди пути выяснилось, что погода не соответствует полученному метеопрогнозу, но связаться с аэродромом возможности не было — радиус действия радиостанций истребителей был слишком мал. На подходе к железнодорожной станции Кача пилоты вошли в зону сплошной облачности. Четыре экипажа сумели добраться до Омска, три в пункт назначения не прибыли. Среди них была и "Аэрокобра" Кольцова.

Место гибели истребителя не удавалось найти много лет. Тем временем среди местных жителей разошлась легенда о призраке погибшего лётчика, бродившего в тайге. Дело дошло до того, что люди стали бояться заходить в лес. В 2018 году красноярские поисковики наконец нашли обломки "Аэрокобры", командира экипажа отпели и перезахоронили, рассказы о пугающем призраке сошли на нет.

Аркадия Кольцова удалось найти и перезахоронить на Троицком кладбище. Фото: Георгий Широков

Аркадия Кольцова удалось найти и перезахоронить на Троицком кладбище. Фото: Георгий Широков

"Бостон" Михаила Ермолова

22 июня стартует следующий выезд участников экспедиции — на этот раз к месту гибели другого пилота, погибшего в том же перелёте, что и Кольцов. Примерное расположение упавшего бомбардировщика удалось найти группе Красноярского подводного центра. Поисковики опирались на материалы расследования катастроф 9-го перегоночного авиаполка, хранящиеся в Центральном архиве Министерства обороны. Изучили акт о катастрофе — в нём было указано, что самолёт потерпел крушение в четырёх километрах к северо-западу от станции Зеледеево, в 400 метрах к северу от километрового знака "685".

Казалось бы, всё ясно, но от вышеназванного столба давным-давно ничего не осталось, нумерацию километров стали вести от Москвы, поэтому вычислить, где был ориентир, не удавалось. Поисковики советовались со специалистами музея Красноярской железной дороги, расспрашивали ветеранов, собирали данные в интернете. Наконец им попалась старая карта, где помимо железнодорожных путей и станций был отмечен сарайчик для хранения запчастей, отмеченный как "казарма 698 км". Остатки этой казармы удалось разыскать.

Отсчитав от неё 13 километров, добрались до места, где некогда стоял столб, начали исследовать местность с металлоискателем. Наконец, на глубине 10–15 сантиметров, под толщей лесной подстилки обнаружили обломки. Именно в эту точку направляются члены экспедиции — они надеются раскопать то, что осталось от "Бостона", и найти останки Михаила Ермолова.

Михаил Ермолов был опытным пилотом, воевал на Юго-Западном фронте, был ранен в воздушном бою, получил орден Красного Знамени. 27 июля 1943 года, его, как и других, подвёл неверный прогноз погоды. Из-за сплошной облачности не удалось увидеть деревья, верхушки которых начал срезать винтами бомбардировщик. Пилот попытался поднять "Бостон" выше, но машина была слишком тяжёлой для того, чтобы резко взмыть вверх. После удара о сосну самолёт поломал правое крыло, винты уже были повреждены. Лётчик сумел приподнять "Бостон" над лесом, отключил двигатели, перекрыл топливо и попробовал планировать на практически неуправляемом бомбардировщике. Возможно, именно его самообладание спасло жизнь стрелку-радисту сержанту Юмашеву, которого при приземлении выбросило из кабины. Он отделался ушибами и сумел выбраться к людям. Ермолова нашли на следующий день и похоронили рядом с разбитым самолётом.

В этом году планируется ещё несколько выездов в поисках погибших самолётов. Фото: Георгий Широков

В этом году планируется ещё несколько выездов в поисках погибших самолётов. Фото: Георгий Широков

Мы планируем в этом году ещё ряд выездов, — рассказывает Галина Идиатуллина. — В наших окрестностях по трассе Алсиба есть легкодоступные места, и найденные там лётчики были перезахоронены. А есть труднопроходимые там останки погибших ещё предстоит отыскать. Мы надеемся, что в этом году сможем установить несколько новых памятных знаков, но сначала места захоронения экипажей надо найти, как и места падения их самолётов. Тема Алсиба для нас, красноярцев, очень личная, не зря же маршрут перегона самолётов назвали Красноярской воздушной трассой. Председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко трепетно относится к этой теме, она для нас всегда в приоритете и под особым контролем.

Алсиб — авиакоридор, соединяющий СССР и США, — возник в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза западные союзники поставляли нам истребители и бомбардировщики, и была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские лётчики могли бы перегонять самолёты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило 8094 самолёта.

Ольга Ладыгина