Не Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский

Портрет кисти художника А. М. Колесова, на котором изображен мужчина в мундире сенатора и фото П. П. Семёнов-Тян-Шанский 1870х гг.
Портрет кисти художника А. М. Колесова, на котором изображен мужчина в мундире сенатора и фото П. П. Семёнов-Тян-Шанский 1870х гг.

С недавних пор достаточно часто публикации в Интернете и печатных изданиях о знаменитом учёном и путешественнике, государственном и общественном деятеле П. П. Семёнове-Тян-Шанском стали иллюстрировать портретом кисти художника А. М. Колесова, на котором изображен мужчина в мундире сенатора. Этот портрет находится в коллекции Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Туда он поступил в 1954 г. от известного московского коллекционера Ф. Е. Вишневского. На картине есть подпись автора и стоит дата «1874». В 1955 г. портрет прошел реставрацию в мастерской художника-реставратора А. Д. Корина, где подлинность подписи автора и авторская датировка не вызвали сомнений. При этом имени портретируемого художник на обороте картины не указал, и, вероятнее всего, именно сам коллекционер по некоторому внешнему сходству заключил, что на портрете – знаменитый путешественник, ученый и государственный деятель П. П. Семёнов-Тян-Шанский. Вполне возможно, основанием для такого решения послужила довольно известная фотография конца 1870-х гг., где П. П. Семёнов снялся в мундире гражданского чиновника Министерства внутренних дел.

Попробуем рассмотреть, какие аргументы могли привести к такому варианту атрибуции.

  1. Относительное внешнее сходство с фотографией  П. П. Семёнова 1870-х гг.
  2. П. П. Семёнов был сенатором.
  3. П. П. Семёнов был награжден орденами Станислава 2-й ст., Владимира 3-й ст., Анны 1-й ст. и медалями «За труды по освобождению крестьян» и «В память Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг.», знаком «За введение в действие положений 1861 года», изображенными на портретируемом.

Исходя из этих аргументов, как представляется, и был атрибутирован портрет в 1950-е гг. Однако в среде исследователей принадлежность этого портрета к иконографии ученого всегда вызывала серьезные сомнения. Кроме того у потомков П. П. Семёнова-Тян-Шанского этот портрет однозначно вызывает полное неприятие.

Рассмотрим аргументы, свидетельствующие о том, что атрибуция была проведена поверхностно и на портрете, безусловно, изображен не П. П. Семёнов-Тян-Шанский.

Начнем с внешнего сходства как главного аргумента «за». Первое, на что обращаешь внимание – очки. В то время еще не столь частый предмет личного пользования. Семёнов был близорук, но он никогда не носил очков, а всегда использовал пенсне. На данный момент известно несколько сотен фотографий (в период с 1851 по 1914 г.), на которых запечатлён П. П. Семёнов. Это и парадные портреты, и бытовые фото, выполненные в различных жизненных ситуациях, в разное время, но нет ни одной фотографии, где бы Семёнов был в очках. Напротив, на множестве фотографий он либо в пенсне, либо мы видим пенсне, свободно висящим на шнурке. Сейчас в мемориальной комнате в Санкт-Петербурге  у потомков ученого, а также в мемориальном музее П. П. Семёнова-Тян-Шанского в д. Гремячка (Рязанская обл.) сохранилось несколько пенсне Петра Петровича, но не обнаружено ни одной пары очков.

04._p._p._semyonov._seredine_1870-h_gg.jpg

П. П. Семёнов-Тян-Шанский 1870х гг.
П. П. Семёнов-Тян-Шанский 1870х гг.

Кроме того, при детальном сличении фотопортретов Семёнова 1870-х гг. и указанного портрета заметны и существенные внешние отличия. Самое характерное — волосы. У Петра Петровича волосы вьющиеся, у портретируемого же они – прямые. Также у Семёнова на ту пору было гораздо меньшее облысение, отсутствовала мимическая горизонтальная морщина на лбу (ее не было и позже). Стоит подчеркнуть, что у изображенного на портрете более пышные бакенбарды, более крупный нос и пухлые губы.

Еще одно серьезное несоответствие мы обнаруживаем в дате написания портрета и времени назначения Петра Петровича сенатором. В левом нижнем углу картины стоит дата «1874», тогда, как Семёнов стал сенатором на восемь лет позже – в 1882 г.! Можно предположить ошибку в датировке портрета и допустить, что он был выполнен уже в 1880-е гг.  В этом случае несоответствие внешнего облика Семёнова с портретируемым еще более разительное. В семейном архиве Семёновых-Тян-Шанских сохранилось несколько фотографий этого периода, на которых Пётр Петрович запечатлен с большой седой бородой, которая значительно изменила его внешность. 

Наиболее весомым аргументом является существенное несоответствие изображенных на портретируемом наград с наградами Семёнова. Начнем с того, что Пётр Петрович был награжден медалью «В память Восточной войны 1853–1856 гг.» на Андреевской ленте и золотой медалью «За труды по освобождению крестьян». У портретируемого медаль «В память Восточной войны 1853–1856 гг.» на Владимирской ленте и серебряная медаль за крестьянскую реформу. К 1874 г. Семёнов был награжден орденом Станислава 1-й ст. (на портрете – 2-й ст.) и орденом Владимира 2-й ст. (на портрете – 3-й ст.). Нет знака «За поземельное обустройство государственных крестьян» и еще девяти (!) орденов европейских государств, которыми Пётр Петрович был награжден к 1874 г. Их отсутствие на парадном портрете, где государственный чиновник высокого ранга запечатлен в официальном мундире, как и несоответствия по медалям абсолютно недопустимы! А к 1882 г., когда П. П. Семёнов избран сенатором, количество наград, как отечественных, так и иностранных, еще больше увеличилось.

Уже упоминалось, что к 100-летию со дня рождения Семёнова  РГО был издан сборник «Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Его жизнь и деятельность». В списке прижизненных портретов, составленном сыном ученого Андреем Петровичем Семёновым-Тян-Шанским, портрет А. М. Колесова отсутствует. Маловероятно, чтобы парадный портрет Петра Петровича не был известен его ближайшим родственникам и коллегам, принимавшим участие в издании сборника.

Приведенных выше аргументов вполне достаточно, чтобы твердо сказать о том, что на портрете А. М. Колесова изображен не Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Главная цель данного исследования в первую очередь состоит в опровержении ныне существующей атрибуции портрета, т. к. его использование в публикациях о П. П. Семёнове-Тян-Шанском вводит читателей в заблуждение и формирует недостоверный образ известного учёного, путешественника, общественного и государственного деятеля.

Богданов Александр Александрович, научный сотрудник ОБУК Музей-усадьба П.П. Семёнова-Тян-Шанского (Липецкая обл.), член Совета Липецкого областного отделения РГО.