Не ведая преград: как вездеход BigBo помогал экспедиции Алсиб

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Проехать через глубокий снег, грязь или песок, преодолеть болота и скалы, пересечь лёд и даже проплыть по воде. И всё это в комфорте, достойном дорогого автомобиля. Мощный снегоболотоход-амфибия российского бренда BigBo настоящая мечта фаната офф-роуда: эта машина действительно может всё, даже летать (правда, не самостоятельно, а в грузовом вертолёте). Именно этот “малыш”, одни колеса которого диаметром больше полутора метров, участвовал в экспедиции РГО на Чукотке, где вытаскивал упавшие самолёты на трассе Алсиба.

Представьте бескрайние бледно-зелёные просторы арктической тундры, непроходимые болота, перемешанные с зарослями брусники и редкими карликовыми березами. Озёра и невысокие горы с разрезами ущелий составляют весь бесхитростный пейзаж на многие мили вокруг. Вы — на Чукотке, в царстве вечной мерзлоты, на трассе Алсиба. До ближайшего города — сотни километров, преодолеть которые можно только по воздуху. Именно здесь в годы Великой Отечественной проходил воздушный коридор, по которому советские летчики перегоняли с Аляски американские истребители. Упавшие самолёты вот уже 80 лет покоятся, “законсервированные” сибирским холодом: на их поиски второй год выезжает экспедиция РГО. 

Найти самолёты — только половина дела: обнаружить с воздуха разбитые остовы военных машин бывает непросто. Ещё сложнее — их оттуда вывезти, даже доставить людей к местам крушения зачастую — целая история. Здесь, как в кульминации античного театра, на сцену выходит Deus ex machina (“бог из машины”), который по традиции решает проблемы героев пьесы. Роль машины досталась вездеходу BigBo. 

ayr05806.jpg

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Его особенность — в съёмной лебёдке, которой комплектуется каждый экземпляр, мощной колесной системе сверхнизкого давления и грузоподъёмности в тонну. Кроме того, угол опрокидывания — больше 35 градусов. Двигатель и трансмиссия установлены очень низко, а в салоне — дополнительный скрытый каркас безопасности, поэтому перевернуть эту машину практически невозможно. С помощью вездехода, преодолевшего болотную трясину, были вывезены крупные детали нескольких бортов, часть которых впоследствии будет передана в местные музеи. 

BigBo был разработан в костромской “Лаборатории вездеходов” специально для участия в экспедициях, там же его и собрали. Все агрегаты подбирались опытным путём и адаптировались под жёсткие условия бездорожья. Снаружи — это стальной кузов-трансформер, который за 15 минут превращается в лодку или пикап с открытым верхом. Внутри — просторный салон представительского класса, рассчитанный на целую семью. 

ayr05708.jpg

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

— BigBo создан для того, чтобы удивлять, — рассказывает руководитель компании “Лаборатория вездеходов” Андрей Смирнов. — Главное отличие от других подобных машин в комфорте, который ты получаешь от путешествия. Мы продумали буквально каждый сантиметр пространства. Входная группа разработана специально для удобства доступа в салон в любом месте (даже для детей). Внутри могут разместиться девять человек, а через открывающийся верхний люк можно рыбачить или смотреть на звезды. 

Среди самых привлекательных находок разработчиков — передняя дверь-слайдер на манер самолетной, открывающаяся с носа машины, панорамное остекление и даже люк в потолке, а также широкие задние сидения, которые трансформируются в полноценную кровать. Таким образом, можно смело отправляться в многодневный поход и отдыхать как в доме на колёсах. Салон обшит морским кожзамом, устойчивым к воздействию воды, подкачать шины можно прямо из салона. 

ayr05715.jpg

Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО
Фото: Анна Юргенсон/пресс-служба РГО

Силовая установка — двигатель Hyundai мощностью 128 л.с., вездеход оснащён шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Запатентованная механическая трансмиссия позволяет совершить разворот вокруг центра масс: колеса одного борта вращаются вперед, а другого — назад (аналогично принципу разворота, применяемого на спецтехнике с гидрообъёмной трансмиссией). Кузов выполнен из алюминия, стальная рама имеет защиту от коррозии.

Увидеть и даже потрогать машину своими руками можно на Фестивале РГО, он продлится по 28 августа. Кстати, любой желающий может провести тест-драйв в костромских лесах, в условиях сложной проходимости — проехать по болоту или пересечь пару речек. Для этого достаточно оставить заявку на сайте. 

Юлия Гопиус