Не всё так экологично

Довольно часто мы слышим о том, что автомобили на двигателях внутреннего сгорания доживают свой век, а будущее за электромобилями, которые призваны освободить атмосферу городов от смога и выхлопных газов. В 2024 это суждение стало фактом, Еврокомиссия предложила с 2035 года полностью перейти на электромобили и запретить выпуск на территории Евросоюза автомобилей на традиционном топливе. Об этом говорится в плане действий по достижению климатически нейтральной экономики в Евросоюзе к 2050 году. Но всё ли так однозначно?

В первую очередь, экологичность электромобилей в глазах людей основана на том, что электродвигатели не сжигают бензин или дизель. Но углеродный след, оставляемый любым автомобилем, складывается не только из сжигаемого им топлива, но и за счёт траты ресурсов на производство.

В любом авто на ДВС (двигатель внутреннего сгорания) есть аккумулятор, но в электромобилях они гораздо большего размера. Аккумулятор электрокара — сложная конструкция. В зависимости от его типа для производства нужны разные металлы: литий, марганец, графит, кобальт и никель. А их добыча и обработка дорого стоит экологии.  Чтобы добыть тонну лития, нужно переработать 250 тонн породы или 750 тонн солевого раствора из солончака. А затем ещё выпарить 1900 тонн пресной воды.

8 кг лития содержится в одном аккумуляторе. То есть для одного электрокара нужно переработать 2 тонны породы и испарить 15,2 тонны воды.

Несмотря на то, что аккумуляторы производятся и для многих других видов техники, переход на электромобили потребует значительно большего их количества, что, несомненно, скажется на экологии.

Другая проблема, которая также не добавляет экологичности электромобилям — утилизация отработавших свой срок батарей. АКБ (аккумуляторные кислотные батареи) служат около 10 лет, а затем их нужно утилизировать. Проблема в том, что текущие методы утилизации стоят дорого, а их развитием почти не занимаются. Но если не перерабатывать АКБ как положено, токсичные вещества из их состава могут отравить землю, водоёмы и воздух. А значит, и попасть в организм человека.

Теперь о топливе — вы всё верно поняли, несмотря на то, что электрокарам не нужен бензин или дизель, им нужно электричество. При переходе на электрокары очень важно учитывать, какими мощностями вырабатывается, которой мы будем их заряжать.

В 2016 году в Гонконге люди начали массово пересаживаться на электромобили. Из-за этого объём выбросов СO₂ вырос на 20%. Дело в том, что в этом регионе больше половины электроэнергии производят за счёт угля.

По этой причине очень важно сначала обеспечить выработку электроэнергии более экологичными способами, а лишь затем пересаживаться с ДВС на «чистые» авто.

Третья причина, почему не всё так однозначно, это КПД (Коэффициент полезного действия). Несмотря на то, что по документам у современного электродвигателя он около 90%, стоит также учитывать потери электроэнергии при её передаче от производящей мощности до конечного потребителя, которые в итоге довольно сильно понижают итоговый КПД.

Что в итоге? Электромобили — не панацея в деле спасения планеты. Однако ряд преимуществ у них есть, самое главное — они действительно способны улучшить экологию городов за счёт отсутствия выбросов, снижения уровня шума, и таким образом повысить качество жизни в мегаполисах. Но прежде, чем переходить на электрокары, стоит провести ряд дополнительных исследований для устранения вышеперечисленных проблем или снижения их влияния на общую экологичность таких транспортных средств. Вполне возможно, что более очевидными эти проблемы станут только после по-настоящему массового использования электромобилей, и это даст толчок к их решению.


Источники:

Автор: Махно Никита, факультет журналистики МГУ

Тэги: