Автомобильные шины, несомненно, играют ключевую роль в безопасности и комфорте водителей. Сейчас в мире насчитывается порядка полутора миллиардов автомобилей. По данным за 2023 год в России состоят на учете 60,5 млн автомобилей. В среднем на каждое авто приходится 4 покрышки, причем в России из-за климатических условий автовладельцы обычно используют два комплекта шин, итого, в среднем, 8 штук на один автомобиль. При несложных подсчетах можно смело утверждать, что автомобильные шины способны сильно влиять на экологическую обстановку окружающей нас среды. Однако их воздействие на экологию часто остается недооцененным и не полностью исследованным. Стремительное развитие автомобильной индустрии и повсеместное использование автомобилей приводят к увеличению количества отходов от шин, а также к выбросам микрочастиц и химических веществ, которые оказывают серьезное воздействие на окружающую среду. В этом эссе мы рассмотрим вред, который наносит экологии использование автомобильных шин, и возможные пути решения этой проблемы.
Вред, который наносят автомобильные шины экологии:
• Вред от износа шин во время движения автомобиля. В процессе эксплуатации автомобильные шины изнашиваются, высвобождая микроскопические частицы резины. Эти микрочастицы в конечном итоге попадают в окружающую среду – в водные и сухопутные экосистемы, а также в атмосферу – что может нанести ущерб живым организмам и даже влиять на климат.
• Химические вещества в составе шин. Шины содержат различные химические добавки, такие как антиоксиданты, ускорители вулканизации и антисептики. При износе эти химические вещества высвобождаются, попадают в почву и водные источники, что может оказывать токсическое воздействие на окружающую среду и здоровье живых организмов.
• Отходы от шин. Отработанные шины часто становятся масштабной проблемой утилизации. Они могут скапливаться на свалках, выбрасываться неправильным образом или сжигаться, что ведет к выделению вредных веществ в атмосферу. Большое количество отработанных шин также занимает место на свалках, затрудняя их утилизацию и рециклинг.
• Энергозатраты и загрязнение при производстве шин. Производство автомобильных шин требует большого количества энергии и использования различных химических веществ. Этот процесс может привести к выбросам парниковых газов и другим формам загрязнения, способствуя климатическим изменениям.
• Влияние на биоразнообразие. Микрочастицы и химические вещества, выбрасываемые от шин, могут негативно влиять на живые организмы в экосистемах, вызывая проблемы для растительности, животных и микроорганизмов.
Разные страны принимают различные меры для снижения вреда для экологии от использования автомобильных шин. Многие страны разрабатывают программы по утилизации отработанных шин. Как правило, перерабатываются методом механического дробления на специально созданных для этого заводах. Основные преимущества этого способа – сохранение физических и химических свойств резины в получаемой крошке, более высокая рентабельность и экологичность производства.
Выброшенные, или закопанные покрышки разлагаются более 100 лет. С 2006 года утилизация шин путем захоронения в землю в Евросоюзе запрещена полностью. В России такой запрет был принят позже, в 2019 году, и, согласно законодательству РФ, за незаконное захоронение и сжигание покрышек предусмотрен административный штраф - от 1000 до 2000 рублей.
Многие страны создают государственные программы, поощряющие инновации в производстве экологически более безопасных шин. Обычно это включает в себя субсидирование и информационную поддержку компаний, разрабатывающих шины с меньшим воздействием на окружающую среду.
Несколько крупных компаний-производителей уже экспериментируют с материалами биологического происхождения, такими как натуральный каучук, и даже ранее переработанные шины. Этот подход способствует развитию экономики замкнутого цикла, снижая зависимость от не возобновляемых ресурсов, а также снижение уровня вреда экологии нашей планеты.
Сегодня мы наблюдаем общемировую тенденцию производства автомобилей с внедрением гибридных и электрических двигателей для снижения уровня вредных выбросов, установленные стандарты качества отделки их внутреннего убранства, а также качества сопутствующих деталей и агрегатов. С разработкой более эффективных производственных процессов, автопроизводители находят новые способы сократить выбросы углекислого газа, а также других вредных веществ и создать более экологически чистый продукт. Хочется верить, что в будущем человечество найдет способ изготавливать биоразлагаемые, не опасные для здоровья и окружающей среды шины для автомобилей, тем самым решив еще одну из многих экологических проблем.
Автор: Екатерина Гудимова, факультет журналистики МГУ