Неизвестная история России открывается в глубинах Балтики

Слева направо: Константин Богданов, Ольга Акулова, Михаил Иванов. Фото: Олег Золотарёв
Слева направо: Константин Богданов, Ольга Акулова, Михаил Иванов. Фото: Олег Золотарёв

Что за странную пахучую жидкость в миниатюрных бутылочках перевозил в XVIII веке голландский тьялк? Сколько в сегодняшних ценах может стоить груз угля, оказавшийся на дне Балтийского моря вместе с английским парусником? Почему в Кронштадте могли разгружать зерно, пришедшее из-за границы, а рядом одновременно грузить российское зерно на иностранный корабль? На эти и другие вопросы ответили тулякам представители Разведывательно-водолазной команды.

6 декабря в Тулу по приглашению Тульского областного отделения Русского географического общества прибыли представители Разведывательно-водолазной команды из Москвы и Санкт-Петербурга. Руководитель команды Константин Богданов, специалист по морской истории Михаил Иванов и фотограф Ольга Акулова провели встречи с молодежью, любителями подводного плавания и членами Общества.

В Разведывательно-водолазную команду входят люди разных профессий, зачастую никак не связанных с морем. Но все они объединены одной целью: ни один корабль и моряк не должен остаться пропавшим без вести. За почти два десятилетия поиска Разведывательно-водолазной командой на дне Балтийского моря были найдены десятки затонувших кораблей и подводных лодок. Места гибели большинства из них, как и судьба  их экипажей, до недавнего времени были неизвестны.

Рассказывает Константин Богданов:

Разведывательно-водолазная команда родилась как сообщество энтузиастов и единомышленников по поиску кораблей и подводных лодок времен Великой Отечественной войны. Это начиналось как мемориальная акция –  объединились люди для того чтобы отдать дань памяти тем, кто остался в годы войны на морском дне. В канун 9 мая пионеры, а сейчас –  юнармейцы – встают в почетном карауле к мемориалам. А к тем, кто навсегда остался на морском дне, не придет никто…

szhatoe_3.jpg

Константин Богданов. Фото: Олег Золотарёв
Константин Богданов. Фото: Олег Золотарёв

В самом начале совместной работы исследователи поставили себе сложнейшую задачу: найти все советские подводные лодки, не вернувшиеся с боевых заданий в 1941 – 1945 гг. Благодаря усилиям команды и ее партнёров на сегодня выяснена судьба всех погибших в границах наших современных территориальных вод подводных лодок, определены точные места их гибели. 

Занимаясь поисковой работой в Финском заливе дайверы встречали под водой затонувшие суда и других эпох. Чаще всего это были небольшие деревянные суда, перевозившие различные грузы: уголь, посуду, зерно. Благодаря этому родилась идея нового проекта, получившего название "Голоса погибших кораблей. Неизвестная история России на современной морской карте". Он реализуется при поддержке Фонда президентских грантов и Русского географического общества. Одна из задач проекта показать, как выглядели торговые корабли разных эпох при помощи их детальной подводной фотосъёмки и создания объёмного изображения в 3D – формате.

По теме морской торговли XVIII XX веков на примере подводных находок Разведывательно-водолазной команды прошли беседы с учащимися в Центре образования №20 и со студентами в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н.Толстого. На встречах были даны в том числе и ответы на вопросы, вынесенные в анонс данной публикации.

szhataya_4.jpg

В Центре образования №20. Фото: Олег Золотарёв
В Центре образования №20. Фото: Олег Золотарёв

Так вот, в узких бутылочках на палубе голландского судна оказался скипидар: в те времена – лекарственное средство, даже для приема внутрь. Груз же "угольщика" XIX  века по сегодняшним ценам "потянул" бы на три миллиона рублей – чем не затонувшие сокровища? А зерно действительно возили в обе стороны: в Россию – пшеницу, которую у нас выращивали мало по климатическим условиям, а в Европу – овес, рожь и ячмень для корма лошадям и другим домашним животным.

Самой значимой археологической находкой команды в 2013 году стал корабль "Лефорт", погибший в сентябре 1857 года со всем экипажем и пассажирами.

"Лефорт" – парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи. Заложен в 1833 году в Санкт-Петербурге и спущен на воду 28 июля (9 августа) 1835 года. Водоизмещение – 3500 тонн, длина между перпендикулярами – около 60 метров, ширина без обшивки – 15,3 метра, осадка –  6,6 метра. По официальной классификации корабли этой серии относились к 74-пушечным, но могли нести до 96 орудий. Ранним утром 10 сентября 1857 года "Лефорт" в составе эскадры из трёх линейных кораблей следовал из Ревеля в Кронштадт на зимовку. Около 7 часов утра в момент поворота от внезапного шквала корабль лёг на левый борт. Некоторое время он находился в таком положении, причём его правый борт был усеян пытавшимися спастись людьми.  Через несколько минут "Лефорт" окончательно погрузился в воду. Погибли все находившиеся на его борту 843 человека. Причины катастрофы следствию выяснить не удалось и гибель корабля была отнесена к "роковому случаю".

Интересно, что впервые широкой научной общественности обнаружение корабля "Лефорт" было представлено в тот же год на конференции "Подводное наследие", проходившей в Туле.

img_20241206_151917_-_kopiya.jpg

На телеканале "Первый Тульский". Фото: Олег Золотарёв
На телеканале "Первый Тульский". Фото: Олег Золотарёв

Спустя десять лет команда вернулась на место трагедии и результатом большой работы стал документально-игровой фильм-расследование "Лефорт". Возвращение балтийской легенды". Вечером 6 декабря состоялся показ фильма в молодежном центре "Спектр". В нём участвовали члены Общества, участники подводных экспедиций, представители Морского собрания, дайверы и просто заинтересованные люди. Полуторачасовой фильм все посмотрели, как говорится, "на одном дыхании". По завершении кинопоказа было множество вопросов от зрителей: по техническим моментам погружений, по дальнейшей судьбе подводных находок, по составу команды аквалангистов.

Участники команды посетили расположенный здесь же "Тульский морской музей" и отметили, что экспозиция создана с большой любовью к морской теме. От Тульского отделения Общества и его друзей гостям были вручены тульские пряники и календари музея-заповедника "Куликово поле".

Председатель Тульского отделения РГО

Олег Золотарёв