Неожиданные результаты экспедиции ВМФ России и РГО к Антарктиде: почти все координаты южного материка ошибочны

Фото: пресс-служба РГО
Фото: пресс-служба РГО

Подходит к завершению кругосветная экспедиция ВМФ России и Русского географического общества на океанографическом исследовательском судне (ОИС) "Адмирал Владимирский", приуроченная к 200-летию открытия Антарктиды русскими моряками и 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна. Через месяц судно вернётся в Кронштадт, но о некоторых итогах экспедиции нам рассказал её руководитель, заместитель начальника Управления навигации и океанографии МО РФ, капитан 1 ранга Олег Осипов.

Вы немного изменили маршрут, новый пройдёт от Сейшельских островов через Индийский океан до мыса Доброй Надежды, а потом вдоль атлантического побережья Африки и Европы в Балтийское море. Чем собираетесь заняться там?
—  Это никак не повлияет на программу исследований. Основные задачи мы выполнили в районе Антарктиды, где работали полтора месяца. А по ходу плавания выполняем маршрутные исследования: они нужны для верификации данных, которые у нас набраны, или моделей различных полей Мирового океана, которые у нас рассчитаны. При выполнении маршрутного промера мы смотрим, не обнаружены ли отдельные опасности, например, подводные горы, которые ранее не были нанесены на карту: мы их обследуем и впоследствии наносим на карты. Например, в проливе Дрейка, который мы пересекали трижды, обнаружили интересные формы рельефа дна. Это поднятие, которое имеет практически идеальную круглую форму, но возвышается на 300–500 м от основного рельефа. Вот такие неожиданные вещи мы находили. 

ak1_ak1_4882.jpg

Фото: пресс-служба РГО
Фото: пресс-служба РГО

— Кроме этого, Вас, опытного исследователя, что-то ещё в Антарктике удивило?
— Та работа, которую мы выполнили, полна открытий, и подсчитать их довольно сложно. Мы максимально подробно изучили море Беллинсгаузена, и после обработки собранной информации будет переиздана навигационная морская карта на данный район. До этого никто не представлял, что на дне моря Беллинсгаузена есть горы, ложбины и впадины. Мы собрали и зафиксировали подробную информацию о морском дне. Особенно интересно, что в данном районе есть впадины, напоминающие подводные русла рек: они чётко ограничены в берегах и довольно протяжённые — это не просто какая-то выемка в рельефе дна, а целое русло. Техника, которая установлена на судне, позволяла нам создавать трёхмерную модель рельефа дна.

Ещё в непосредственной близости от Земли Александра I и залива Беллинсгаузена мы обнаружили очень большую впадину в целых 800 м, хотя окружающие глубины там в среднем составляют порядка 200 м. Такое явление у побережья — редкость. Также из интересных наблюдений: дно моря Беллинсгаузена в непосредственной близости от берегов имеет массу глубоких продольных борозд, очевидно оставленных сползающими айсбергами и ледниками. Они чётко прослеживаются на рельефе дна. 

В соответствии с "Научно-техническим проектом на производство комплексных океанографических исследований ОИС "Адмирал Владимирский" в кругосветной океанографической экспедиции в 2019–2020 годах" было задано выполнить 8700 км съёмки рельефа дна. Фактически в районе выполнено 13 792 км промера. 

— Насколько давно проводились подобные исследования в этом районе?
— У нас есть информация, что самые последние исследования проводились в 1996 г. В то время не совсем высокая точность определения местоположения судна не позволяла составить навигационную карту высокой точности. Проведённый полевой анализ полученных данных с информацией, нанесённой на карту, показал, что какие-то данные подтвердились, — но очень много недостоверных.

ak1_ak1_1603_n00067.jpg

Антарктида. Фото: пресс-служба РГО
Антарктида. Фото: пресс-служба РГО

— СМИ подхватили новость о том, что вам удалось установить, что остров Петра I южнее, чем указано на картах. Но, как Вы сами говорили, в примечаниях к навигационным морским картам уже и до этого было сказано, что его фактическое местоположение южнее. Почему это было указано только в примечаниях? 
— Из-за того, что исследования в Антарктике проводить очень сложно. Вообще, многие координаты побережья Антарктиды не соответствуют тому, что нанесено на навигационных морских картах. Как я говорил, раньше, в 1980–90-х гг., средства определения места судна были немного хуже. То есть моряки знали свои координаты с точностью до 500 м. А сейчас в данном районе мы можем определять местоположение судна с точностью до 10 метров. Для определения координат побережья с судна производились измерения с ещё одной погрешностью (за определение дистанции и направления). И эти погрешности суммировались, что привело к тому, что нанесённый на карты контур береговой линии соответствует действительности, но сама линия находится в другом месте.

Изменяются очертания побережья и за счёт сползания ледников. Поэтому все суда, которые проходили мимо острова, сталкивались с тем, что фактическое его местонахождение не соответствовало указанному на навигационных картах. Его конфигурация также не соответствовала действительности. Мы дважды обошли вокруг острова Петра I, определили с высокой точностью координаты всех приметных пунктов побережья и нанесли их на планшет: то есть мы полностью нарисовали его форму и определили координаты всех точек побережья. После того, как мы привезём эти данные, остров Петра будет нанесён на карты с высокой точностью и соответствующими координатами. Таких данных до сих пор не существовало. 

Вообще, Антарктика — всё, что южнее 60 параллели — очень сурова. В течение всего времени работы у нас было только девять солнечных дней. В остальное время — серое, низко висящее небо, постоянные снег и туман, когда видимость составляет 300–500 м — ты просто ничего не видишь. Тот же остров Петра I — ведь открыт он был Беллинсгаузеном и Лазаревым еще в 1821 г., а впервые люди высадились туда только в 1929 г., спустя сто с лишним лет. Поэтому я считаю, что в таких условиях нами выполнена очень большая фундаментальная работа. 

ak1_ak1_8578.jpg

Справа - Олег Осипов. Фото: пресс-служба РГО
Справа - Олег Осипов. Фото: пресс-служба РГО

Береговая черта острова Петра I наносилась штурманом на карту-сетку по данным вахтенного радиометриста. После нанесения обсервации на карту радиометрист снимал ряд отсчётов (радиолокационный пеленг и дистанцию) до берега, после чего штурман наносил точки на карту. Берег был разбит на точки — характерные, отчётливо наблюдаемые на индикаторе кругового обзора радиолокационной станции, и остальные. Характерные точки пеленговались чаще с целью получения избыточной однородной информации по их местоположению и устранения возможных промахов и ошибок. Соединённые точки образовали линию береговой черты острова. Берега острова отчётливо наблюдались визуально, что позволило выявить приметные ориентиры и характерные особенности берега у уреза воды. Производилось фотографирование берегов острова с различных направлений. Впервые люди ступили на остров Петра I лишь через 108 лет после его открытия. 2 февраля 1929 года на остров высадились участники норвежской полярной экспедиции на судне "Норвегия". Поэтому многие географические объекты острова имеют скандинавские названия. Однако многие мысы южного и западного берегов до настоящего времени остаются безымянными. 

ak1_2272_200323_283nc_d5.jpg

Остров Петра I. Фото: пресс-служба РГО
Остров Петра I. Фото: пресс-служба РГО

— Можно ли сказать, что именно исследователи нашей страны внесли наибольший вклад в изучение Антарктики?
— Конечно, наши учёные сделали очень много, но Антарктида — международный континент. Гидрографическими исследованиями здесь руководит Международная гидрографическая организация. Россия является её членом, интересы страны в ней представляет Управление навигации и океанографии Министерства обороны Российской Федерации. Все моря вокруг Антарктиды поделены между различными государствами-членами Международной гидрографической организации. Они проводят исследования и издают навигационные карты. Россия в связи с этими обязательствами должна поддерживать в актуальном состоянии 14 навигационных морских карт на акваторию морей Антарктиды. И наш кругосветный поход включает в том числе выполнение этих обязательств. Обновлённые карты будут полностью соответствовать действительности: они находятся в открытом доступе и их могут использовать мореплаватели всего мира. 

— Вы также собирали данные для определения координат южного магнитного полюса Земли. Когда это делалось в последний раз? 
— Измерения по определению южного магнитного полюса проводил ещё Беллинсгаузен. Но магнитное поле — одно из самых подвижных естественных полей Земли. Оно постоянно меняется, но по определённым закономерностям. Хаотическая составляющая здесь есть, но мы научились её учитывать и приводим это магнитное поле к почти стационарному. Изменение магнитного поля связано со вспышками на Солнце, да и существует постоянный дрейф магнитных полюсов. Сейчас их смещение происходит примерно на 40 км в год. Положение магнитных полюсов определяется по данным наблюдений магнитных обсерваторий на берегу и космических аппаратов. С помощью этих данных строится модель магнитного поля Земли.

Однако фактическое местоположение магнитных полюсов определяется только в результате работ непосредственно в районе их нахождения. Гидрографическая служба ВМФ России последний раз выполняла их на том же "Адмирале Владимирском" в 1983 г. Наша экспедиция проводила работы в расчётной точке южного магнитного полюса, сейчас эти данные переслали в научные институты. Там с учётом вариаций магнитного поля уберут все случайные составляющие и интегрируют полученные данные в модель магнитного поля. И вот тогда мы сможем сказать, что южный магнитный полюс находится в такой-то точке. О том, что мы находились непосредственно в районе его местонахождения, свидетельствовала, например, и "сошедшая с ума" стрелка компаса, которая меняла направление вместе с судном, разворачивалась на 180 градусов и так далее. 

Для определения положения южного магнитного полюса (ЮМП) в море Дюрвиля экспедицией были проведены площадные морские магнитометрические работы с использованием трёхкомпонентного и протонного морского буксируемого магнитометров. Магнитная съёмка проводилась в районе предсказанного положения ЮМП согласно Международной аналитической модели IGRF (International Geomagnetic Reference Field). В полученные данные внесут поправки за магнитные возмущения на день проведения магнитной съёмки, взятые с ближайших к ЮМП магнитных обсерваторий: Дюмон-Дюрвиль (Франция) в Антарктиде и на острове Маккуори (Новая Зеландия). Обработанные данные на основе гармонического сферического анализа позволят определить минимум модуля горизонтальной составляющей поля, что будет соответствовать положению южного магнитного полюса. 

ak1_7740_287nc_d5_200327.jpg

В районе южного магнитного полюса. Фото: пресс-служба РГО
В районе южного магнитного полюса. Фото: пресс-служба РГО

— Зачем, например, обывателю знание о южном магнитном полюсе? 
— Для определения нашего местоположения мы создали спутники, при помощи которых пользуемся навигаторами. Но спутники создают искусственное радиополе, а у нас есть поля, присущие нашей планете — магнитное, гравитационное. А если бы мы достаточно про них знали, нам не пришлось бы создавать искусственное радиополе и мы могли бы определять своё местоположение по этим природным полям. Кроме того, магнитное поле очень влияет на технические средства и на состояние человека, и измерения в районе южного магнитного полюса — это одна маленькая составная часть глобальных исследований Земли. Каждый мореплаватель может оказаться в ситуации без электричества на судне, яхте или шлюпке. А магнитный компас будет работать всегда. Или те же беспилотники, которые всё активнее применяются, — когда они теряют спутниковый сигнал, в наиболее продвинутых моделях заложен магнитный компас, по которому они возвращаются в обратном направлении. 

Всего "Адмиралом Владимирским" пройдено 33 845 миль, судно пересекло южный полярный круг 36 раз: 18 раз в южном направлении, 18 — в северном. Самые неблагоприятные гидрометеорологические условия были 30–31 марта при нахождении судна севернее моря Росса. Скорость ветра достигала 31,5 м/с, высота волн — 7,5 м, крен судна доходил до 30°, температура воздуха  опустилась до -6°C, что привело к обледенению. Ещё одним неблагоприятным фактором стали ледовые поля и айсберги. Несколько раз судно заходило в ледовые поля сплочённостью до 8 баллов и вынуждено было корректировать маршрут движения вплоть до разворота на обратный курс. Айсберги встречались во всё время работы в Антарктике. Первый айсберг появился 14 марта в проливе Брансфилд на подходах к острову Кинг- Джордж, последний — в Индийском океане. "Адмирал Владимирский" имеет усиленный набор корпуса, ледовый пояс обшивки в районе ватерлинии и предназначен для плавания в битом льду в арктических морях, в том числе без ледокольного сопровождения. Радиолокационные станции позволяют заблаговременно обнаруживать отдельные льдины диаметром до 7 метров.  

— Вы как руководитель экспедиции довольны тем, что вам удалось собрать?
— Я очень доволен, потому что мы даже перевыполнили план. В этом заслуга всего замечательного экипажа "Адмирала Владимирского", который работал с энтузиазмом, с охотой и преодолел все трудности, победил очень непростую Антарктику. Экспедиция была сложной по погодным условиям: мы неоднократно попадали в такие шторма, которые не снились многим: когда волна семь с половиной метров, ветер более 30 м/с — нам даже приходилось приостанавливать исследования, потому что мы вынуждены были идти против такого ветра и такой волны. И корабль качало очень здорово, а при этом люди и технические средства должны работать. Всё, что выходило из строя, мы восстанавливали и со всем справились. К тому же вокруг тебя постоянно практически вплотную находится порядка 100 айсбергов, имеющих не только надводную, но и подводную части. И выполнить целую карту за полтора месяца при таких условиях — это очень хороший результат. Тем более поражает экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, которые плыли на парусных судах, обогревались дровами и ещё проводили исследования в таких условиях. Просто фантастические люди. 

Беседовала Наталья Бабахина