Непейцевский дендропарк в городе Уфе: предыстория-1

Фото В.Путенихина
Непейцевский дендропарк. Фото В.Путенихина

Непейцевский дендропарк – единственный ботанический памятник природы на территории города Уфы. Об истории, деятельности и коллекционном фонде дендропарка рассказывает в своем очерке действительный член РГО, профессор Валерий Путенихин. Ранее (2 декабря 2020 года) на сайте нашего отделения https://www.rgo.ru/ru/article/nepeycevskiy-dendropark-v-ufe-predislovie было размещено предисловие очерка. Публикуем продолжение, посвященное предыстории дендропарка (из трех частей) – до момента основания в конце XIX века. Часть 1 охватывает период с конца XVI до начало XIX века. 

Ранее в своем предисловии я кратко охарактеризовал значение и функции Непейцевского дендропарка, кратко коснулся ошибочных воззрений на историю его создания. Так, в Интернете из публикации в публикацию, из репортажа в репортаж перекочевывает имя О.Т. Непейцева, будто бы основавшего этот самый дендропарк в 1811 году. Почти каждый автор считает свои долгом сообщить доверчивому читателю, что Осип Тимофеевич «увлекался ботаникой, привозил со всего света экзотические деревья и высаживал их в своем имении под Уфой».
Между тем, деревья столь солидного возраста (за 200 лет), о которых также пишут экоактивисты и журналисты, на территории дендропарка отсутствуют. Даже в давних научных публикациях, касающихся растительности Непейцевской дачи начала-первой трети XX века, ни слова нет о старовозрастной иноземной дендрофлоре. А ведь такие деревья, будь они посажены О.Т. Непейцевым, уже тогда стали бы вековыми.
Добавлю еще, что ботаник подобного масштаба, если он действительно существовал, не остался бы незамеченным в научном сообществе. Но о нем никто из ученых-естественников ничего не слышал. «Известность» же Осип Тимофеевич получил лишь в последние годы: около 10 лет назад произошел вброс в медиа-пространство и общественную среду красивой легенды о создателе Непейцевского дендропарка начала XIX века.
Не вызывает, однако, сомнения, что название дендропарка происходит от фамилии дворян Непейцевых. Что же известно о представителях данного рода, в том числе Осипе Тимофеевиче, их землях, усадьбах, деревне Непейцево? Мне не понадобилось рыться в архивах, потому что уфимские историки и краеведы, спасибо им, уже накопили и опубликовали немало сведений по данному вопросу. Но времени на то, чтобы найти, прочитать и проанализировать эту литературу ушло предостаточно. Пришлось просмотреть также многие картографические материалы касательно деревни Непейцево, начиная с XVIII века.
Первое упоминание о территории, в пределах которой располагается нынешний Непейцевский дендропарк, относится, вероятно, к 1591/92 году: в «Отводной книге по Уфе», где представлены сведения по отводу земель первопоселенцам города, сообщается о густом лесе и «засеках» в нем при реке Белой [Агеева, 2014а]. Интересно, что «засеками», или засечными лесами называли в те времена запретные для рубки лесные участки.

nepeycevskiy_predystoriya1_foto_vp_putenihina_2.jpg

В Непейцевском дендропарке весной. Фото В.П. Путенихина
В Непейцевском дендропарке весной. Фото В.П. Путенихина

Следующее известие датируется 1648 годом: в нем фигурирует Василий Никитич (Никитович) Непейцын, прибывший в Уфу из Казани и ставший ооснователем уфимской ветви дворян Непейцы(и)ных-Непейцовых-Непейцевых [Азнабаев, 2008]. Василий Никитич был «верстан» на военную службу с назначением поместного и денежного жалованья, получил поместье при реке Белой размером в 25 четвертей, или четей (13,7 га). Еще он упоминается в 1660 году как владелец «земли в поле» с той же площадью в 25 четей [Агеева, 2014а].
В 1668 и 1682 годах в источниках значится сын В.Н. Непейцына Григорий Васильевич, поместный «оклад» которого составлял уже 350 четей (191 га), а в 1681, 1683 и 1697 годах второй сын – Василий Васильевич, «поверстанный», по одним данным [Азнабаев, 2008] 300 четями земли (164 га), по другим [Агеева, 2014а], 480 четями (262 га). В 1685 году верстан 300 четями земли (164 га) также Петр Васильевич Непейцын, внук основателя рода [Азнабаев, 2008].
Здесь же (по данным на 1681 год) располагались поместные земли дворян Аничковых, в том числе Бориса Михеевича и Владимира Борисовича, общей площадью 700 четей (382 га) [Агеева, 2014а]. Для XVI-XVII веков это, вероятно, все упоминания земель и их владельцев к северу от тогдашнего города в междуречье Белой и Уфы – местности, получившей в первой трети XX века название Непейцевской лесной дачи. Никаких населенных пунктов на этой территории, видимо, еще не было.

nepeycevskiy_predystoriya1_foto_vp_putenihina_3.jpg

Лето в дендропарке. Фото В.П. Путенихина
Лето в дендропарке. Фото В.П. Путенихина

Следующее документальное сообщение, касающееся рассматриваемой территории, датируется 1767 годом [Агеева, 2014а]. В нем говорится, что дачами и землями здесь владели Непейцовы Иван, Михайла и Тимофей, многочисленные представители рода Аничковых, а также Лопатины, Щеголев (Щиголев) и другие.
Интересна информация путешественника Петра Симона Палласа. В мае 1770 года возглавляемая им экспедиция отправились из Уфы (после зимовки в городе) к Уральским горам. Путь шел на север по Сибирскому тракту в направлении сельца Богородского (ныне в пределах уфимского микрорайона Инорс) [Путенихин, 2020]. Тракт проходил, в частности, между «дендропарком» и Лихачевской излучиной реки Уфы, и вот что сообщает Паллас об этом участке [Паллас, 1786, стр. 19]: «В 6 или 8 верстах от городу (в 6,5-8,5 км) находится лес, который час от часу чаще становится, и где тогда цвести начали вороний глаз, копытень и фиалки». Это сообщение 250-летней давности, пусть и краткое, – первое естественнонаучное описание района Непейцевского дендропарка!
Следующее известие относится к концу XVIII – началу XIX века: согласно «Списку незаселенных земельных дач, принадлежащих помещикам Уфимского уезда Оренбургской губернии», рассматриваемый район к северу от Уфы получил название «Пустоши Непейцова» [Абсалямов, 2012]. «Пустошь» в те времена – отнюдь не поля и пустыри, а незаселенные людьми или малонаселенные земельные угодья, по большей части покрытые лесом. В пределах Пустоши Непейцова к этому времени появился населенный пункт под названием «полсельца Борисова, Кособрюхова тож».

nepeycevskiy_predystoriya1_foto_vp_putenihina_4.jpg

Дендропарк осенью. Фото В.П. Путенихина
Дендропарк осенью. Фото В.П. Путенихина

Само поселение и земли при нем находились в общем владении «Лопатеных (Лопатиных), прапорщика Семена, унтер-офицера Петра, неслужащих дворян Осипа и Ерофея Тимофеевых (Тимофеевичей) детей Ненейцовых (Непейцовых)» [Абсалямов, 2012, стр. 13]. Суммарная площадь земли всех собственников составляла 345 десятин (377 га), в том числе «пашня 2,9%, сенокос 0,3%, лес 87,2%, прочие 9,6%». Сенные покосы, принадлежащие к полсельцу, числились в совместной собственности трех братьев Непейцовых – Семена, Осипа и Ерофея Тимофеевичей (сенокос 85,1%, лес 2,7%, прочие 12,2%, всего земли 74 дес., или 81 га) и нескольких Аничковых (сенокос 73,8%, прочие 26,2%; всего земли 42 дес., или 46 га). 
В работе М.В. Агеевой [2014а] приведена более точная дата первого упоминания указанного населенного пункта на рассматриваемоей территории: по «Межевой книге» за 1799 год полсельца Борисова, Кособрюхова тож с землей состояло в общем владении Непейцовых (братьев Семена, Петра, Осипа и Ерофея), Ф.А. Лопатина, шести представителей рода Аничковых и помещицы А.С. Степановой; всего в окружной меже полсельца было 288 десятин 1646 саженей (315 га). Под названием «Борисово» данное поселение в окрестностях Уфы зафиксировано также на карте Оренбургской губернии 1802 года (на более ранних картах оно отсутствует).
Согласно «5-й Народной переписи населения» 1794-1808 годов в «сельце Борисово, Кособрюхово тож» крестьянских дворов не было, имелись дворовые люди и веялка, господский двор состоял за Осипом Тимофеевичем Непейцовым [Агеева, 2014а]. Именно этот населенный пункт во второй половине XIX века получит название деревни Непейцевой. Документальные материалы подтверждают также [Гудков, Гудкова, 2006; Гудкова, 2008; Абсалямов, 2012; Роднов, 2012, 2017; Агеева, 2014а], что поселение, возможно, со времени своего основания включало две смежные части-полсельца. Это нашло отражение и в «Плане генерального межевания Уфимского уезда» 1820 года, на котором обе части сельца изображены друг подле друга и подписаны как «Пол С-ца Борисова» и «Пол С-ца Борисова Кособрюхово (тож)».

nepeycevskiy_predystoriya1_foto_vp_putenihina_5.jpg

Зима в Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина
Зима в Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина

Судя по всему, одна часть (верхняя) располагалась на южной и юго-западной стороне современной территории Непейцевского дендропарка – вдоль улицы Уфимское шоссе с выходом на улицу Даута Юлтыя – и называлась Борисово (в разные периоды также Борисовка, Борисоаничково, Аничково, Березово, Непейцева-Борисовка). Основное наименование и его варианты восходят к одному из прежних собственников земельного надела – Борису Михеевичу Аничкову (см. выше) [Агеева, 2014а], а Березовка – к совладельцам сельца и земли при нем в период 1841-1863 годов Березовским [Гудков, Гудкова, 2006; Агеева, 2014а; Роднов, 2017].
Вторая часть сельца, вероятно, находилась ниже – по юго-восточному краю нынешнего дендропарка. Те, кто обходил Непейцевский дендропарк вокруг, знают, что в районе дома № 37/2 по Уфимскому шоссе внутриквартальный автомобильный проезд пролегает по краю косогора, крутым обрывом падающего вниз. И далее тянется поросший деревьями и кустами широкий овраг, в ложе («брюхе») которого приютились от посторонних глаз несколько частных домов (за номерами 10-20а по Уфимскому шоссе). Полагаю, именно с этой топографической особенностью было связано возникновение названия «Кособрюхово» (позднее также Подгорное, Подгорное Борисово, Аничкова Кособрюхова тож, Непейцева Кособрюхова тож) для этой нижней части «сельца».

nepeycevskiy_predystoriya1_foto_vp_putenihina_6.jpg

Отголосок старинной деревни Непейцево. Фото В.П. Путенихина
Отголосок старинной деревни Непейцево. Фото В.П. Путенихина

Упомянутый частный сектор у дендропарка можно считать определенным «генетическим» отголоском прежней деревни. Сама деревня в 1944 году была включена в состав новообразованного города Черниковска (теперь северная часть Уфы), на ее месте стали появляться новые улицы [Агеева, 2014а]. По свидетельству местных жителей, юго-восточная «овражная» часть Непейцово (то есть Кособрюхово) продержалась до начала 1950-х годов, когда были снесены последние ветхие избы и на их месте построены новые деревянные одноэтажные дома, дожившие до наших дней. Позапрошлой зимой я прошел к оврагу с юга: за деревьями и покосившимся забором в десятке метров от гудящего транспортом Уфимского шоссе, словно мираж из далекого времени, открылся вид на «старинную» деревню Непейцево – имение нескольких поколений уфимских дворян.

Валерий Путенихин

© Путенихин В.П., 2022
© Башкирское отделение РГО, 2022