Непейцевский дендропарк в городе Уфе: предыстория-3

В Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина
В Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина

Действительный член РГО, профессор Валерий Путенихин рассказывает о Непейцевском дендропарке (см. публикации на сайте Башкирского отделения РГО от 2 декабря 2020 года, 21 и 25 апреля 2022 года). Третья часть предыстории дендропарка охватывает период от первой половины до конца XIX века. 

В ходе «разбирательства» с владельцами имений Непейцевой пустоши я обратил внимание еще на одно любопытное обстоятельство. После 1835 года, когда земельный участок «при роднике» площадью 109 га (с территорией будущего дендропарка) перешел в собственность Бáзилевых, их соседями стали многие землевладельцы, фигурирующие в документах как до этого времени, так и позднее – на протяжении всего XIX века. Однако три фамилии из числа прежних собственников после 1835 года для территории Непейцевой пустоши более не упоминаются: это Лопатины, Щеголев и Степанова. 

Подпрапорщик Николай Щеголев и засвидетельствованная позже помещица Анна Степановна Степанова, как оказалось [Агеева, 2014а], приходятся друг другу мужем и женой. Землю при Борисово-Кособрюхово Степанова («по мужу Щеголева»), видимо, унаследовала по смерти мужа, поскольку к началу XIX века собственницей участка числилась она одна (без супруга). Однако, в 1811 году А.С. Степанова – уже совладелица только сельца Сипайлова (без Борисова-Кособрюхова), а в 1838 году – единоличная хозяйка селения Степановки (к северу от Непейцевой пустоши при речке Шугуровке) [Агеева, 2014а]. Здесь же в последующем локализуются и другие Степановы [Агеева, 2014б]. 

Теперь обратимся к дворянам Лопатиным. Во второй половине XVIII века в числе собственников земли в Непейцевой пустоши значились несколько представителей рода, а к началу XIX века как один из владельцев сельца Борисова-Кособрюхова с землей упоминается только один – прапорщик Федор Андреевич Лопатин [Абсалямов, 2012; Агеева, 2014а]. В следующий раз он фигурирует в 1838 году как совладелец сельца Лопатина (близ речки Шугуровки и Курочкиной горы) – поместной вотчины Лопатиных с XVII и до начала XX века [Агеева, 2014аб]. Получается, что земельный участок при Борисово-Кособрюхово принадлежал Ф.А. Лопатину примерно с 1799 года до середины 1830-х годов – потом он «избавился» от него и перебазировался в Лопатино.

nepeycevskiy_predystoriya3_foto_vp_putenihina_2.jpg

Весна в дендропарке. Фото В.П. Путенихина
Весна в дендропарке. Фото В.П. Путенихина

Исходя из сказанного, с определенной долей вероятности можно предположить, что отец Д.К. Куроедовой около 1835 года приобрел землю (в качестве приданого на свадьбу с И.В. Бáзилевым) у дворянина Федора Андреевича Лопатина. Таким образом, земельная дача, включающая территорию нынешнего Непейцевского дендропарка, до 1835 года, возможно, принадлежала этому господину.

Рассказывая о Д.К. и И.В. Бáзилевых, я остановился на том (см. часть 2), что к началу 1850-х годов супруги построили здесь усадьбу с домом, упомянутую в 1853 году как «Подгорное Борисово при роднике». Иван Васильевич Бáзилев, согласно мифологическим сообщениям последнего времени, – «ученый и большой любитель природы, продолжатель дела по устройству дендропарка», якобы принявший эстафету от О.Т. Непейцева. В действительности же, этой заслуги во внушительном послужном списке уважаемого господина нет – как не было тогда и самогó дендропарка. Вновь отмечу, что «фундамент» Непейцевского дендропарка будет заложен в конце XIX века сыном И.В. Базилева, Алексеем Ивановичем, унаследовавшим поместье родителей.

Подробности жизни и профессиональной деятельности И.В. Бáзилева охарактеризованы в краеведческих работах его потомка, уфимца Сергея Дмитриевича Садовникова [2016б, 2018], а также в других источниках [Поликарпов, 1904; Ахмерова, 2005; Гудков, Гудкова, 2006; Роднов, 2015]. Приведу основные вехи биографии. Иван Васильевич Базилев родился 30 мая 1800 года в Пензе, в семье учителя. По окончании в 1819 году Императорского Казанского университета со степенью кандидата филологических наук работал сначала в гимназии в Казани, затем (с 1820 года) в Симбирске – старшим учителем истории, географии и статистики.

nepeycevskiy_predystoriya3_foto_vp_putenihina_3.jpg

Летний день в дендропарке. Фото В.П. Путенихина
Летний день в дендропарке. Фото В.П. Путенихина

В 1831 году получил назначение на должность директора Оренбургских народных училищ в Уфе и прослужил на этом посту до 1858 года. Одновременно, по 1857 год, являлся директором Оренбургской мужской гимназии, также располагавшейся в Уфе (сейчас Аксаковская гимназия № 11). Под руководством директора учебное заведение преобразовалось из 4-классного в 7-классное, было построено новое 2-этажное кирпичное здание гимназии (ныне один из корпусов Башкирского государственного медицинского университета по улице Заки Валиди), укрепился преподавательский состав, была усовершенствована программа обучения, введено изучение естествознания и татарского языка. Стараниями И.В. Базилева открылось училище в Уральске, новыми помещениями обзавелись училища в Бирске и Бугуруслане. 

За годы работы и общественной деятельности Иван Васильевич Бáзилев был награжден «Знаками отличия беспорочной службы» за 15, 20, 25 и 30 лет работы, орденами Св. Станислава, Св. Анны и Св. Владимира. Являлся Почетным гражданином города Уфы, цензором Оренбургских губернских ведомостей. В 1858 году в чине статского советника вышел в отставку, был избран депутатом Оренбургского дворянского собрания от стерлитамакского дворянства. С 1860 по 1863 годы – Почетный попечитель Уфимской мужской гимназии, в последние годы жизни – гласный в Уфимской городской Думе. Еще в 1835 году И.В. Бáзилев, в то время коллежский асессор, получил грамоту в том, что «род его внесен» в Дворянскую родословную Оренбургской губернии.

Тогда же, как уже говорилось, Иван Васильевич женился на 21-летней Дарье Константиновне Куроедовой (1814-1893), дочери стерлитамакского дворянина из старинного дворянского рода. В период с 1836 по 1857 годы у них родилось 9 детей (предпоследний ребенок в семье – Алексей, будущий ученый-агроном) [Садовников, 2018; Генеалогическая база..., 2021]. Поместье в окрестностях сельца Борисова-Кособрюхова находилось в общем владении супругов, но юридически земля и крестьяне числились за женой, статской советницей Бáзилевой [Агеева, 2014а; Садовников, 2016б]. 

Границы земельных участков Бáзилевых и соседей составляли, видимо, предмет споров, поэтому в 1860 году оба супруга присутствовали на упоминавшемся уже межевании владений сельца Борисова-Кособрюхова [Абсалямов, 2012; Агеева, 2014а]. Интересно, что на следующий 1861 год указанное сельцо впервые зафиксировано под именем Непейцево [Роднов, 2017, 2020], в дальнейшем также «Непейцево, Кособрюхово тож», «Кособрюхово (Непейцево)», сельцо Непейцево 4 стана, деревня Непейцева [Гудкова, 2008; Абсалямов и др., 2013; Садовников, 2016б; Роднов, 2017]. Впрочем, вплоть до 1870-х годов в документах параллельно попадаются и прежние названия (Борисово-Кособрюхово, Борисовка, Борисоаничково и другие).

nepeycevskiy_predystoriya3_foto_vp_putenihina_4.jpg

Дендропарк осенью. Фото В.П. Путенихина
Дендропарк осенью. Фото В.П. Путенихина

В 1860-е годы усадьба Бáзилевых «возле» деревни Непейцевой включала «большой комплекс жилых и хозяйственных строений»; дворовых крестьян по-прежнему было 22 человека [Садовников, 2016б; Роднов, 2017, 2020]. К 1870 году усадьба упомянута под именем «Непейцева при ключе» (по поводу ключа-родника см. часть 2) [Агеева, 2014а]. На начало 1870-х годов площадь землевладения Д.К. и И.В. Бáзилевых составляла 100 десятин 606 саженей (около 110 га), то есть с 1853 года (93 га) увеличилась до своего первоначального размера (109 га на 1830-1840-е годы) [Абсалямов и др., 2013]. 

В декабре 1873 года в возрасте 73 лет Иван Васильевич Бáзилев скончался. В пространном некрологе, опубликованном в Уфимских губернских ведомостях, в частности, отмечалось: «Долгая служба, общественное положение и, наконец, характер времени, в которое жил и действовал покойный, заключают в себе столько интересного для людей, ... что мы считаем уместным [подробно рассказать про этого] человека, некогда отдавшего свои лучшие годы труда и жизни для пользы общества» [Роднов, 2015, с. 120]. В 1904 году в «Кратком историческом очерке, посвященном 75-летию Уфимской мужской гимназии», деятельность бывшего директора Бáзилева охарактеризована следующими словами: «Можно сказать, наша гимназия собственно ему и обязана как организацией учебно-воспитательного дела, так и относительным материальным состоянием в трудный период ее организации» [Поликарпов, 1904, с. 11]. 

Однако, среди многочисленных свершений достопочтенного гражданина, общественного деятеля, одного из организаторов системы народного образования в Уфимско-Оренбургском крае, как мы убедились, нет ни «продолжения дела закладки дендрария», ни ученых занятий в сфере «ботаники», ни создания «аптекарского огорода» – тех естественнонаучных деяний, которые приписывают ему некоторые современные авторы. И это нисколько не умаляет заслуг И.В. Бáзилева. Что касается «аптекарского огорода», то небольшой сад во дворе Уфимской мужской гимназии появился только в 1901 году [Поликарпов, 1904; Буравцов, 2007; Нигматуллина, 2007]. 

В последней четверти XIX века, в частности, в 1881 году в числе владельцев земель «вокруг» деревни Непейцево (господ Непейцевых, Аничковых и других) фигурирует уже не только Д.К. Базилева, но и «наследники Бáзилевых», общий размер имения которых составлял 112 десятин 1819 саженей (123 га) [Абсалямов и др., 2013; Роднов, 2017]. Собственницей земельного участка площадью в 30 десятин (около 33 га) на 1881 год значится старшая дочь И.В. и Д.К. Бáзилевых Прасковья Ивановна Чоглокова [Роднов, 2017]. Мать семейства, Дарья Константиновна Бáзилева умерла 27 февраля 1893 года в возрасте 77 лет, после чего все права на Непейцевское имение полностью перешли к детям [Садовников, 2016а]. Позднее единственным собственником земли и усадьбы оказался Алексей Иванович Бáзилев.

nepeycevskiy_predystoriya3_foto_vp_putenihina_5.jpg

Дуб-патриарх в Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина
Дуб-патриарх в Непейцевском дендропарке. Фото В.П. Путенихина

И все же осталась незримая нить, связывающая И.В. и Д.К. Бáзилевых с современностью, – и не только как прежних владельцев территории нынешнего дендропарка. Есть в дендропарке один вид древесных растений, заставший и «помнящий» Ивана Васильевича и Дарью Константиновну. Это естественно-растущий дуб черешчатый – компонент «непейцевского» широколиственного леса, некогда покрывавшего все пространство бельско-уфимского перешейка. Отдельные реликтовые экземпляры дуба в дендропарке, по данным дендрохронологического анализа [Кучеров, Мулдашев, 2008], к 2008 году достигли 120-140-летнего возраста, следовательно, сейчас им около 130-155 лет. Это означает, что самые почтенные дубы Непейцевского дендропарка начали свой жизненный путь в конце 1860-х годов – еще при жизни супругов Бáзилевых! 

Валерий Путенихин

Следующий раздел очерка будет посвящен деятельности А.И. Бáзилева и основанию Непейцевского дендропарка. 

© Путенихин В.П., 2022
© Башкирское отделение РГО, 2022