Исследования Кирилла Степанова, с отличием окончившего магистратуру Эдинбургского университета (Великобритания) и прошедшего стажировку в Королевском обществе архитекторов Шотландии, в области истории развития архитектуры и градостроительства городов Дальнего Востока 30-х годов XX века вызывает интерес среди жителей нашей области. Ранее областная газета «Биробиджанер штерн» публиковала цикл статей «Город, каким мы его не знаем», в которых Кирилл рассказывал читателям о генеральных планах застройки Биробиджана, архитекторах и инженерах, которые создавали проекты зданий и возводили их, об архитектурном облике тогда еще молодого города. Он продолжил свои научные поиски и нашел новые факты о градостроительстве областного центра.
В последний свой визит в Биробиджан молодой ученый дал интервью на телевидении и провел несколько публичных лекций для широкого круга слушателей. Одна из них состоялась на традиционной площадке регионального отделения РГО в рамках «Лекторий РГО-ИКАРП-ЕАО».
Большая часть Биробиджана - это стандартные пятиэтажки, построенные в 60-70-е гг. ХХ века, поэтому долгое время казалось, что говорить об архитектуре Биробиджана абсолютно нечего. Это совсем не так. Кирилл Степанов сумел показать более цельную картину архитектурной истории нашего маленького города, родившегося в 30-х годах ХХ века.
В начале своего выступления ученый сделал акцент на то, что главной его целью является поделиться знаниями, чтобы жителя города понимали, какие архитектурные объекты есть и как важно сохранить то, что осталось.
Очень интересная и содержательная лекция, которая вместила в себя историю Биробиджана, азы советской архитектуры в целом, и интереснейшие судьбы людей, проектировавшие город с «чистого листа». В конце 20-х годов прошлого века, когда сюда потянулись евреи-переселенцы здесь была лишь небольшая железнодорожная станция, родившаяся вместе с Транссибом. И для архитекторов, которые проектировали город, это был уникальный профессиональный вызов – создать город там, где ещё не имелось ни улиц, ни площадей, а есть болота, тайга, река и несколько разноколиберных домиков.
Одно из самых известных имён, с которым связана архитектурная история Биробиджана, - это Ханнес Майер, швейцарский архитектор. Второй директор Баухауса в 1928–1930 годах. По убеждениям он был коммунистом, и потому из Германии 30-х годов уехал в СССР и в 1933 году представил генеральный план развития Биробиджана, выполненный под влиянием идей Баухауса, который был воплощен лишь частично. Прозвучали на лекции и имена других архитекторов, многие из которых принадлежали к питерской школе, продумывавших когда-то расположение улиц, разрабатывавших типовые и уникальные здания будущего города.
Интересно было узнать, что к архитектуре относятся не только здания, но и практически всё, из чего складывается облик города - даже такие мелочи как киоски или канализационные люки.
На тот момент в основе градостроительства звучал лозунг – «Архитектура должна быть национальной по форме и социалистической по содержанию». 168 городов подверглось реконструкции и получили новые генеральные планы на период с 1930-х по 1955-е гг. Основная масса - это европейская часть России. Проектированием дальневосточных городов занимались, в основном, московские и ленинградские архитекторы. К планированию Биробиджана был особый подход в связи с национальными и природными особенности территории. Первым за выполнение поставленной задачи по проектированию приступил архитектор Ханнес Майер. Но ситуация еще осложнялась и тем, что возводить план пришлось не с нуля, на территории города уже проживало 6000 человек и присутствовали постройки. Застройка была хаотичная и без особого архитектурного стиля (ориентир на национальную принадлежность): у русских евреев – русская изба, у латышских и белорусских – блочные дома, у украинских – глинобитные мазанки, у немецких – двухэтажные кирпичные постройки. И цель архитектора была – исправить то, что понастроено, придать логику застройке.
Выступление сопровождалось демонстрацией архивных подтверждающих источников и фотографий. Главная мысль лекции - «Биробиджан 1930-х годов рождался в тяжелых условиях, и это настоящий подвиг местных жителей!!!».
Участники лекции пришли к выводу, что хоть город у нас небольшой, и каких-то особых архитектурных шедевров здесь не найти, но всё равно у Биробиджана есть своё лицо и интересная, уникальная история.