«НЕурок географии» 6 сентября состоялся в поселке Искателей в Ненецком автономном округе. Участники мероприятия, которое подготовило региональное отделение Русского географического общества, отправились в виртуальное путешествие в Канинскую тундру и собирали своими руками традиционное жилище местных оленеводов — палатку.
Кочевой образ жизни на полуострове Канин кроме ненцев ведут и другие коренные народы Севера. Среди них — коми-ижемцы. Гостей «НЕурока географии» встречала представительница этого этноса Александра Закутаускене (Чупрова).
Александра — дочь оленеводов, сама кочевала половину жизни, а сейчас по просторам тундры ямдают (кочуют) ее сестра Раиса со своим мужем и два брата: Георгий и Владимир. Они перемещаются по традиционной ворге — дороге кочевников между реками Надтей и Падлей.
На Александре яркий костюм коми-ижемки. Она сшила его своими руками, чтобы на праздничных мероприятиях быть в национальной одежде предков. Помогать прибежали дети и племянники — Игорь, Алина, Савелий, Ира, Настя, Маша, Руслан. С детства семья учит их любить природу, не брать лишнего, помнить, как жили деды и прадеды.
Ну а как поприветствовать гостей? За какой стол усадить, коли жилище канинских оленеводов — палатка — лежит на земле несобранная? Почувствовать себя кочевником захотел каждый, поэтому дружно взялись за работу. Казалось, что дом начинается со стен. Но нет! Чтобы правильно собрать палатку, сначала надо обустроить внутреннее пространство. Участники «НЕурока географии» понесли на место будущего жилища сначала латы — настил для пола, затем печь, столы, скамейки, полочки, сундуки, оленьи шкуры для спальных мест.
У всего в палатке есть свое место. Для женщины — в дальнем левом углу. Там она работает, там же хранится кухонная утварь и сумочки-тучейки для рукоделия.
А в ближнем левом углу, как раз там, где стоит печка, находится место мужчины. Поддерживать тепло в доме — главная задача хозяина. Пока есть тепло — есть жизнь.
Место мужчины находится рядом с выходом — всегда можно быстро отправиться к стаду, на охоту или на рыбалку.
По правую руку вдоль всей стеночки располагаются спальные места под балаганами из яркого нарядного ситца. Одна занавесочка — одна комната. Всего в палатке Александры три комнаты: для родителей, для двух сестер и для четырех братьев.
Участники «НЕурока географии» подняли стены, соединили их замками. Между передней и задней стенами установили в пазы направляющие — матычи. Перекинули тынзей (аркан для ловли оленей) через конструкцию, чтобы затянуть вейт (крышу палатки). Александра взяла гез (веревку) и ловкими движениями закрепила конструкцию. Зимой вокруг палатки делают кундас — закидывают по периметру снегом.
После этого все зашли внутрь. В палатке просторно и светло. Большое отличие канинской палатки от чума — в ней есть окна. Она гораздо легче в транспортировке и установке, а также не требует значительных запасов оленьих шкур и деревянных шестов. Придумал такое жилище в конце 1960-х — начале 1970-х годов Александр Терентьев, оно пришлось по вкусу кочевникам. Сейчас такая палатка стала традиционным жилищем в здешней тундре.
— Я родилась в Ненецком округе, и теперь мне кажется, что пришло время по-настоящему познать свой округ, свой дом. Хочется впитывать его атмосферу, узнавать о том, как жили люди раньше, как они живут сейчас. Какая наша земля удивительная! Вместе с Александрой мы шли в виртуальном путешествии по тундре, наслаждаясь ее просторами и красотой, в ее рассказах чувствуется связь с природой, пронизанной древними традициями ее предков, — делится впечатлениями участница мастер-класса Екатерина.
Почему большеземельские оленеводы не заменяют чумы палатками? Сколько по времени собирать такой дом? Как тут мыться? А сосед в тундре — это через сколько километров? Как спасались от комаров? В какие игрушки играют дети? Где взять в тундре торт на день рождения? Гости засыпали вопросами.
На накрытом столе традиционные блюда канинских оленеводов: яя шыд (бульон из оленины), чери салат (рыбный салат), пирожки-сковородники с «царь-ягодой» морошкой, чай с клюквой, перетертой с сахаром. По традиции хлеб на стол в тундре режет мужчина. Пока гости угощались, Александра и ее сестра Светлана вспоминали свои «ямданки» с родителями, как кочевали по тундре. Несколько часов девушки отвечали на вопросы любопытствующих.
Собираясь расходиться, гости хотели продолжить мастер-класс и разобрать палатку, но в ней уже играли и пили чай дети со всего двора. А вечером здесь соберется большая Сашина семья на ужин. Уютно дома.