head-bg-picture

"Несменяемый дежурный"

"Несменяемый дежурный" "Несменяемый дежурный"

27 января – день полного освобождения Ленинграда от блокады, которая длилась 872 дня с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Все эти долгие дни и ночи осажденный город жил и работал, несмотря на голод и холод, обстрелы, отсутствие воды и электричества.

В годы войны обязанности ученого секретаря Географического общества выполнял Виталий Иванович Ромишевский (1876-1951). В августе 1941 он переселился в здание Общества и стал, по собственному определению, «несменяемым дежурным».

Всю войну Ромишевский вел дневник, скрупулезно отражая на страницах тетради жизнь Общества, которая была неотделима от жизни блокадного города. Почти каждый день в блокадной летописи отмечается точное время начала и отмены воздушной тревоги, подачи и отключения электричества, сведения о выполнении служебных обязанностей, переписка, известия о судьбе членов Общества, хлопоты о получении продовольствия для сотрудников.

Блокадные дневники В.И. Ромишевского. Фотоколлаж из книги

Блокадные дневники В.И. Ромишевского. Фотоколлаж из книги "Географическое общество в годы войны"

27 января 1944 года Ромишевский с коллегами заканчивал перенос документов из разрушенного бомбой архива, к вечеру сотрудники услышали по радио приказ командующего войсками Ленинградского фронта генерала Говорова о полном снятии блокады. Ровно в 8 вечера раздался праздничный салют.

«На дворе стало светло, – пишет Ромишевский, – лица граждан растерянно-радостные, чувствовался сильнейший подъем, но могу сказать и по собственному ощущению и переживаниям, невольно вспомнились потери каждого из нас за эту войну и блокаду».

Первая блокадная зима была самой тяжелой, поэтому записи этого времени как нельзя реалистичнее передают атмосферу, в которой приходилось работать сотрудникам Общества. Ниже мы приводим некоторые отрывки дневника Ромишевского за 1941-1942 годы, впервые изданного в книге «Географическое общество в годы войны» (М., 2015) к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Ленинградцы на Суворовской площади смотрят салют в ознаменование снятия блокады. 27 января 1944 года

Ленинградцы на Суворовской площади смотрят салют в ознаменование снятия блокады. 27 января 1944 года

8 января 1942 года

«С трудом добрел до нашей лестницы Е.И. Глейбер. Взойти на лестницу помог ему Г.М. Левицкий. Глейбер остался ночевать в архиве, ровно, как и Б.А. Вальская, принесшая сюда и автомат».

Евгений Израилевич Глейбер был заведующим архива Общества, он скончался через неделю на своем рабочем месте 14 января 1942 года. После его смерти обязанности заведующего взяла на себя Блюма Абрамовна Вальская (1914-2002). 

Парадная лестница Штаб-квартиры РГО. Фото: Андрей Стрельников

Парадная лестница Штаб-квартиры РГО. Фото: Андрей Стрельников

В январе 1942 года надежды о прибавке хлебной нормы, минимум которой составлял 125 грамм в сутки, не покидают ленинградцев, и наконец 24 января хорошие новости:

24 января 1942 года

Прибавили хлеба: рабочим и иждивенцам по 50 грамм, служащим по 100 грамм. Ток дали в 9.30, выключили в 10.25. Радостные вести сводки и прибавка хлеба вызвали сильный подъем. Есть еще частные сведения о прорыве нами фронта у Тосно. Тока более не давали. Тревоги не было. Мороз –30 С.

Зима в первый год войны в Ленинграде длилась более 178 дней, и была самой суровой за всю историю наблюдений.

Температура воздуха в помещениях Общества также часто не превышает минусовую отметку.

Отражение авианалёта на Ленинград возле Исаакиевского собора, 1941

Отражение авианалёта на Ленинград возле Исаакиевского собора, 1941

7 марта 1942 года

В архиве температура ­– 6 С. В библиотеке зала Совета ­– 2 С. Работай при таких условиях! Воздушный налет без тревоги в 10.55 отбой в 11.25. Обстрел зенитками в 14.15 без объявления тревоги. Ток дали в 22 часов 45 минут и до 1 часа 30 минут.

Вода и чернила замерзали ночью, приходилось направленно отогревать водопроводные и канализационные трубы, которые то и дело лопались и создавали угрозу затопления фондов.

Научный архив Русского географического общества. Фото: А. Стрельников

Научный архив Русского географического общества. Фото: А. Стрельников

Однако работа и в таких условиях продолжалась. В марте Ромишевский пишет о разговоре с вице-президентом И.Ю. Крачковским о работе над сборником к 450-летию открытия Америки. Тут же делает пометку о том, что пока никак не удается издать 4-5 номера за 1941 год «Известий Всесоюзного географического общества», так как не работает типография Ленинградского отделения издательства Академии наук СССР.

В период блокады Ленинграда продолжала работать Научная библиотека РГО. Её сознательно не эвакуировали, чтобы бойцы и командиры Красной Армии могли приходить в читальный зал, брать книги.

Научная библиотека РГО. Фото: Александр Филиппов

Научная библиотека РГО. Фото: Александр Филиппов

2 июля 1942 года

Сегодня работали в библиотеке сотрудники Гидрологического института, от морского ведомства лейтенант К.К. Дерюгин, член Совета Общества Л.Е. Родин.

15 августа 1942 года

Так как в библиотеке есть свет, Б.А. Вальская осталась на всю ночь работать по заданию Дома Красной Армии над докладом о Соломоновых островах (по случаю занятия их американцами).

17 августа 1942 года

В.А. Петров взялся сделать копию рельефной карты Кавказа для военной организации.

10 ноября 1942 года

З.Ю. Шокальская получила от В.Л. Комарова телеграмму из Свердловска с просьбой выслать в Свердловск материалы сборника в память Ю.М. Шокальского. Милый Владимир Леонтьевич, чтя память Юлия Михайловича, позаботился о семье, и З.Ю. получила из Гортопа предложение прийти за ордером на дрова по правительственной телеграмме президента АН СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 мая 1944 года «за самоотверженную работу по сохранению в условиях блокады г. Ленинграда научных, культурных ценностей в институтах, музеях и библиотеках Академии наук СССР, являющихся национальным богатством страны» в числе других работников ленинградских учреждений Виталий Иванович Ромишевский награжден медалью «За трудовую доблесть».