Нетуристические впечатления на границе Индии и Мьянмы

В деревне Пхуктонг, штат Нагаленд, экспедиция РГО познакомилась с мастерами-оружейниками. Фото: Леонид Круглов
В деревне Пхуктонг, штат Нагаленд, экспедиция РГО познакомилась с мастерами-оружейниками. Фото: Леонид Круглов

После завершения экспедиции Русского географического общества в северо-восточные регионы Индии, в малоизученный сектор страны, своими впечатлениями об одном из этапов путешествия решил поделиться этнограф Даниил БУТОРИН.

Деревня Лонгва, как и весь округ Мон в штате Нагаленд, была вновь открыта для туристов совсем недавно. Два года назад в округе случился неприятный инцидент с туристкой, после чего власти запретили сюда доступ для иностранных путешественников. Также следует отметить, что в данном регионе действуют различные вооружённые формирования, поэтому общая обстановка здесь далека от спокойной.

Тем не менее деревня Лонгва является довольно популярной среди туристов. Многие путешественники хотят попасть сюда, чтобы получить уникальные кадры охотников за головами. Однако их ждёт разочарование, поскольку вместо нетронутой экзотики они получают платные костюмированные фотосессии.

Мы прибыли в деревню Лонгва в воскресенье утром, когда бóльшая часть людей находилась на службе в баптистской церкви. Воскресенье — это священный день для коньяк-нагов, поэтому традиционно ничего не работает, о чём всегда предупреждают туристов. Не работали ни рынки, ни кафе — только пара пожилых женщин продавали на импровизированном развале бижутерию, привезённую из Мьянмы. Верховного короля коньяк-нагов ана Тонью (Аngh Tonyu) мы увидели мельком, когда он направлялся на службу.

Во время ожидания мы смогли наблюдать, как географическое расположение деревни проявляется в деталях: бирманские предметы быта в доме ана Тонью, отсутствие видимой границы между двумя странами, в результате чего за границу, в Мьянму, можно попасть случайно.

Наконец мы получили аудиенцию у верховного ана. Познакомились, уладили дипломатические формальности и получили разрешение на проведение исследований. В сопровождающие ан Тонью дал нам свою старшую дочь Линью (Linyu), которая является студенткой третьего курса теологического факультета Университета Кохимы.

002_fin_715.jpg

Этнограф экспедиции Даниил Буторин РГО изучает дульнозарядные ружья племени коньяк. Фото: Леонид Круглов
Этнограф экспедиции РГО Даниил Буторин изучает дульнозарядные ружья племени коньяк. Фото: Леонид Круглов

Потом мы нанесли визит вице-королю Лонгвы ану Амао (Angh Amao) и его супруге. Обсудили сохранение лесов и земель сельскохозяйственного назначения.

Также нам посчастливилось поговорить с бывшим охотником за головами. Он переосмыслил свой прошлый опыт через призму христианства и сейчас работает казначеем в местной церкви.

Вечером произошёл обмен ножами между руководителем нашей экспедиции Антоном Юрмановым и супругой вице-короля Хонью. Так завершилось наше пребывание в деревне Лонгва.

На следующий день часть нашей экспедиции отправилась в деревню Пхуктонг, в которой мы уже ранее останавливались. Приключения начались после того, как один из местных парней продал нам пару посохов. Оказалось, что они украдены у 103-летнего охотника за головами и его супруги. Как только этот факт вскрылся, было решено вернуть посохи законным владельцам.

Наш поступок расположил к нам пожилую чету, и старцы деревни пригласили нас, чтобы познакомить со своими воспоминаниями о былой молодости — как проходила охота за головами. Так, нам рассказали и показали, как охотник поражал свою жертву из ружья и только потом отрубал голову мечом-дао, не сходясь в поединке на короткой дистанции.

В тот же день мы познакомились с деревенским архитектором и скульптором, который строит местные мужские дома — морунги. Они выступают и как помещение для собраний, и как место ночёвки для путешественников. Стойки и балки морунга украшены резными фигурами животных, представляющих воплощение душ прошлых анов.

003_fin_715.jpg

Различные сувенирные модели дульнозарядных ружей в деревне Лонгва. Фото: Леонид Круглов
Различные сувенирные модели дульнозарядных ружей в деревне Лонгва. Фото: Леонид Круглов

Местный охотник изготовил на наших глазах ложе для дульнозарядного ружья с капсульным замком. Больше всего нас поразила техника резьбы по дереву и столярные навыки мастера. Изящное ложе, выполненное в классическом европейском стиле, мастер-оружейник выточил при помощи внушительного ножа-дао и большого количества вспомогательных инструментов. При этом ему удалось получить точные и плавные линии, гармоничные пропорции и хорошую общую эргономику.

В то же время местные традиционные деревянные скульптуры представляют собой довольно грубую работу, выполненную в нарочито брутальной манере. Хотя в других регионах мы видели деревянные предметы искусства, в которых сочетаются плавность линий и обобщённость форм, выглядят они просто и лаконично, но не примитивно.

Архитектора мы попросили изготовить деревянную голову — наподобие той, которую увидели в морунге. К сожалению, он не смог это сделать по причине нехватки времени. Выручил мастер-оружейник, который вырезал голову всего за ночь.

Её исполнение отличается высоким уровнем проработки. Современная пластика, попытки имитировать брутальную манеру отсутствуют. Автору удалось подробно отобразить такие черты лица, как нос, брови, губы, и сделал он это максимально филигранно.

В работе использовал нож-дао. К слову, длина лезвия составляет около 40 см, а рукояти — около 50 см, однако местным мастерам удаётся достигать с этим инструментом почти ювелирной точности.

004_fin_715.jpg

Деревянную голову мастер-оружейник вырезал всего за ночь. Фото: Леонид Круглов
Деревянную голову мастер-оружейник вырезал всего за ночь. Фото: Леонид Круглов

С точки зрения исследования искусства племени коньяк, эта голова представляет значительный интерес. Таким образом, эта деревянная скульптура станет главным экспонатом в этнографической коллекции нашей экспедиции.