Николай Литау: «Льда в Арктике летом стало намного меньше»

Встреча с капитаном яхты «Апостол Андрей» в коворкинге Тюменского областного отделения РГО проходила 14 апреля. Николай Литау рассказал о появлении идеи постройки и уникальной конструкции яхты, истории трех своих знаменитых кругосветных путешествий в полярных водах и ответил на вопросы слушателей.

Идея постройки яхты океанического класса с возможностью плавания в полярных водах в 1993 году на рубеже двух эпох оказалась самостоятельным вызовом. В те годы в стране не было конструкторских и технологических команд для таких задач, судостроителей с опытом реализации таких проектов. Поэтому создание лодки началось на вагоностроительном предприятии в Твери. Имя яхта получила благодаря поддержке проекта строительства судна на финальной стадии Патриархом Алексеем II.

В своем перовом кругосветном походе «Апостол Андрей» первым из парусных яхт такого класса в современной истории прошел по маршруту Северного морского пути. Николай Литау вспоминает об одном из эпизодов путешествия: «Карское море между островами Новой земли и материком метеорологи называют ледяным мешком – там постоянно скапливался лед. Тогда мы проложили маршрут вдоль восточного берега архипелага и прошли его на удивление удачно. Со мной связался представитель гидрометслужбы, который отвечал за передачу ледовой обстановки и стал выяснять как мы прошли этот сложный участок. Там тогда стояли во льдах два огромных танкера, и мы согласились их провести. Пожалуй, это единственный известный случай, когда яхта проводила танкеры через льды. Позднее в этом районе плавания я руководил разными российскими и зарубежными судами и точно могу сказать, что льда в Арктике стало явно меньше, а чаще в летнее время в последние годы там уже полностью открытая вода».

 

         Кроме того, членов Тюменского областного отделения заинтересовали многие практические моменты: особенности прохождения портового и миграционного оформления в кругосветном плавании, организация связи с «землей» в полярных широтах во время экспедиций и опыт использования различных систем навигации и картографического обеспечения плавания.

 «Хочу поблагодарить Николая Андреевича за приезд к нам. Общение со смелыми и амбициозными людьми, реализующими проекты мирового уровня незаменимо для тех, кто задумывает собственные проекты в географии и путешествиях» - сказал председатель Отделения Евгений Голубев.