Николай Пиксин: Помните свои корни и любите малую родину!

Член Пензенского областного отделения Русского географического общества Николай Пиксин - меценат, который старается сохранить село Даньшино в Пензенской области, свою малую родину. В 2022 году Николай стал героем книги «100 подвигов обычных людей. Том 3». Журналист Анна Голованова специально для проекта «Подвиги» провела интервью с Николаем и рассказывают его историю.

- Николай, расскажите, как у вас родилась идея возродить вашу малую родину? Дело-то непростое.

- Да, непростое, но и несложное, а скорее душевное. Помню, как наткнулся на статью в газете, пока ждал поезд Москва – Пенза на Казанском вокзале. Там писали о том, что по всей стране стремительно пустеют деревни - ежегодно до 25 тысяч просто исчезают с карты России. От этих строк во мне что-то дрогнуло, и я подумал, что это может коснуться и моего села. Ведь там оставалась-то горстка старичков, и через 10-15 лет село постигла бы участь деревень, уже канувших в Лету. 

Я не мог себе представить, что больше не будет места, где я рос. Вместе с ним погибли бы не только мои воспоминания, но и целое звено мордовской культуры на пензенской земле, потому как это исконно мокшанское село. Согласитесь, это ответственность уже категорией выше! Ещё я прекрасно помнил рассказы отца, как они в послевоенные годы восстанавливали Даньшино ради нас, своих детей. Кругом нищета, разруха, голод, но они строили и верили в будущее. Нас у родителей было семеро, я самый младший, всё детство пробегали по улицам босые, голодные, в рванье, но выжили благодаря им. Тогда-то я себя и спросил впервые: неужели ты оставишь всё как есть?! Неужели дашь родному селу погибнуть?

Я уже ехал в поезде, но всё продолжал размышлять об этом. И по мере того, как я приближался к родине, у меня зрел план. По приезду я предложил отцу восстановить старый дедушкин дом. Он меня осадил сначала, сказав: «Построй-ка мне баньку для начала, а я посмотрю. Если получится хорошо, разрешу снести тот домик и возвести новый, но только деревянный, не кирпичный».

Полгода у меня ушло на баню, и в марте 2011 года состоялась «госприемка» отца. К счастью, ему понравилось и после этого процесс пошел: я построил новый дом на месте дедушкиного, потом гостевой в немецком стиле… А затем мысли иссякли. Что делать дальше, я не знал. 

Так совпало, что в те дни я познакомился с монахом Афонского подворья в Москве. Он пригласил меня в поездку на Афон, и я с необычной для себя легкостью согласился. Пробыл там три дня: молился и нёс послушание, а на третий день отправился на исповедь и причастие. Помню, как стоял в очереди к высокому худощавому монаху лет 70-80 – отцу Владимиру. Недоумевал, как смогу рассказать ему всё, а когда подошла моя очередь, меня пронзил его взгляд-рентген, он будто уж всё обо мне знал, и речь полилась сама собой. Я говорил и не мог остановиться, пока не высказался дочиста.

А потом спросил отца Владимира, что мне дальше делать в жизни, хочется восстановить село, но не знаю, как именно. Его слова стали для меня ответом на всё: «Сынок, а ты делай то, что душа и сердце просят, не слушай никого больше. И однажды ты увидишь, сколько радости принесёшь людям».

Вернувшись в Даньшино, первым делом я возвёл часовню Николая Чудотворца для родителей, и процесс пошёл как по накатанной. Находил родственников односельчан, обносил их участки забором, строил дома. В общем, возвращал жилой вид родной улице. Я же помню, как в детстве из каждого дома на ней выбегали по 5-8-10 ребятишек. Теперь же там стояли развалюхи или груды брёвен, росла крапива с меня ростом. Работа кипела, и за пять лет к 2015 году я восстановил самую дорогую моему сердцу часть села – улицу Луговую. 

- Николай, поразительная история. Получается, вы строили дома, но для кого?

- Честно говоря, я надеялся переманить в Даньшино всех родственников: братьев, сестёр. Их много, но сейчас живём кто где. Они отнеслись к моему предложению без большого энтузиазма, и тогда я предложил эти домики местным жителям – бабушкам, которые остались совсем одни. Они охотно отозвались. А что? Дома светлые, новые, стоят на одной улице – всё веселей, чем в разных концах села в одиночку куковать. Но не стройкой единой сёла живы, должна быть ещё и культурная жизнь, чтобы сохранять и передавать традиции мордовского народа. Так появился фестиваль «ДаншиноFest».

- Звучит грандиозно, расскажите подробнее, что это за мероприятие?

Изначально я назвал это мероприятие «Танцуй и пой, моя деревня», тем самым стремился показать, что интересные события происходят не только в городах, но и в деревне. Мне хотелось привлечь внимание к глубинке, её жителям и проблемам. В 2016 году, в первый год жизни фестиваля, к нам в Даньшино приехало 500 человек. Но это было лишь начало, с каждым годом аудитория фестиваля растёт и теперь уже третий год подряд к нам приезжает порядка 4-6 тысяч человек. Название мы поменяли на более ёмкое, запоминающееся – «ДаншиноFest». В 2020 году нашему мероприятию присвоили статус «Всероссийского историко-культурного фестиваля».

К нам съезжаются коллективы со всей страны, демонстрируют культурное наследие разных народов нашей общей родины. Приезжают и мастера народных промыслов, благодаря им на площадке фестиваля вырастает очень пёстрый нарядный базар со всякой всячиной.

Самые почётные гости на нашем фестивале это не чиновники, а бабушки и дедушки, которые в своё время воссоздали наше село из руин Великой Отечественной войны и превратили его в колхоз-миллионер. Да, сейчас от былого величия мало что осталось, но мне хочется уважить и показать старожилам Даньшина, что они воспитали достойное поколение, которое не забывает свои корни, свою родину.

Хотя однажды я совершил недостойный поступок в этом плане. Переехав в Москву, я сделал вид, будто потерял паспорт, а когда оформил новый, в строке национальность указал не «мордвин», а «русский». Тогда я стыдился своего происхождения, хотел стать, как все. О чём жалею до сих пор. Позже я рассказал об этом в своём первом же интервью ГТРК «Мордовия-Пенза». Мне хотелось прилюдно раскаяться в сделанном. 

Сегодня всё изменилось, и я горжусь, что я мордвин, мокшанин и всем молодым людям, с которыми общаюсь, говорю: «Никогда не стесняйтесь своей национальности. Это предательство по отношению к родителям и всем прадедам, благодаря которым вы появились на свет». Воссоздавая родное село, я тоже стараюсь искупить эту свою вину. И мне отрадно видеть счастье в глазах наших почётных гостей на фестивале, потому как через это я понимаю, что занимаюсь нужным делом.

- Николай, я слышала, что в Даньшине вы проводите ещё и показы моды. Что за одежду демонстрируют модели?

- Да, это так. Мы ежегодно устраиваем показы высокой мордовской моды. Это ещё один способ сохранить мордовскую культуру. Ведь традиционные мордовские костюмы, что у мокши, что у эрьзя очень красивы. Вышивка, цвета, украшения – чудо! Трогательно воочию наблюдать за тем, как современные дизайнеры сочетают в своих творениях нынешние тенденции и традиции нашего народа. 

- Обратила внимание, что название деревни и фестиваля «ДаншиноFest» пишется по-разному. С чем это связано?

- Верно. Само название деревни пишется с «ь» – Даньшино, а в названии фестиваля мягкий знак пропадает. Это сделано намеренно. Я раскопал в церковных книгах данные XVIII и XIX-XX веков, что раньше село называлось вообще Доншино. Так как его основателем был выходец из Инсарского уезда Республики Мордовия по имени Доншин Нараев. В планах у меня вернуть историческое название селу, а пока пусть история хотя бы отчасти проглядывает в названии фестиваля.

- Николай, а что у вас ещё в планах по развитию села?

- В 2021 году, когда пандемия немного стихла, ко мне приезжали немецкие друзья. Им очень понравилось Даньшино, и у нас созрела идея построить здесь хорошую гостиницу. Мы даже предварительное соглашение подписали, но февральские события внесли коррективы в наши планы. Раньше я никогда не думал о родной деревне как о туристическом курорте, но вообще места здесь замечательные: природа, воздух, лес, речка. Всё есть! 

Ещё одно новшество – мы провели высокоскоростной интернет в нашу деревню. Для города это обычное дело, но для маленькой деревни вроде Даньшино – это целое событие. Плюс администрация Пензенской области включила наше село в тур выходного дня. И ещё совместно с СПБ и Россельхозбанком мы создали и провели первый агротур. Честно говоря, работы непочатый край, а идей по развитию села ещё очень много.

- Подскажите, где черпаете вдохновение, чтобы двигаться дальше и развивать Даньшино?

- Книжки или рецепта готового у меня нет. На меня сильно повлияло  пребывание на Афоне и наставление отца Владимира. После этого всё пошло одно за другим, будто моторчик какой-то внутри заработал. Добрые дела настолько заразная в хорошем смысле штука, что если поймал эту волну, не хочется спрыгивать. Думаю, за подобный настрой я должен быть благодарен родителям и учителям, которые всегда меня учили добру и человеколюбию. И не словом, но прежде всего делом. 

Я до сих пор в сердце берегу благодарность к каждому из моих наставников и учителей, без которых мой путь вряд ли был бы возможен. Например, директор школы, где я учился, и его супруга очень поддерживали меня в моём стремлении поступить в МГУ им. Ломоносова на юридический факультет.

Многие говорили, что я не справлюсь, так как сельскому парню, без связей в МГУ, не пробиться. Почти никто в меня не верил, а Анна Петровна и Василий Петрович поддерживали моё стремление и “натаскивали” для сдачи экзаменов. Моя первая попытка провалилась, не поступил я. Они не стали уговаривать меня отказаться от моей затеи, а помогли устроиться на работу учителем немецкого языка в школу соседнего села Кухарки. Со второго раза я поступил, и родители устроили праздник для всей деревни. 

Вот почему когда к нам в Даньшино приезжают школьники и студенты, я стараюсь донести до них свою историю, чтобы вселить веру – нет ничего невозможного. Если уж я, простой парень из деревни, смог пробить себе дорогу, то и они смогут, тем более при нынешних-то возможностях. И ещё я им советую изучать языки. Знать один-два иностранных языка в наше время – это норма. Мне именно язык, который я зубрил днями и ночами, помог пробить дорогу.

- А вы сколько языков знаете?

- В общепринятом смысле два: английский и немецкий. А друзья шутят, что я полиглот, владеющий четырьмя языками: английским, немецким, русским и мордовским, конечно же.

- Самая главная проблема в сёлах – это отток молодёжи. Вы как-то с этим боритесь?

- Вы правильно подметили, сохранить наше будущее без привлечения молодёжи нельзя. Потому для участия в наших мероприятиях и фестивалях мы привлекаем именно молодое поколение. У нас выступают молодые дарования, юные дизайнеры, юношеские творческие коллективы. Когда дети поют-пляшут, то и зритель приходит молодой. Так мы создаём программу, которая привлекает и объединяет молодежь. Когда у нас встречаются грузины, дагестанцы, узбеки, русские, мордва, ощущаешь небывалую благодать. А культура – это островок понимания, где стираются границы, и мы узнаём друг друга лучше, через это становимся сплочёнными. В наши дни это крайне важно. 

- Сколько в селе проживает человек? Количество как-то изменилось после ваших преобразований?

- В советские времена Даньшино было очень богатым селом. У нас жили больше полутора тысяч человек. Было всё: школа, библиотека, магазины, медпункт, почта. После ликвидации колхозов, село стало стремительно редеть. На сегодня осталось 150 человек. 

После того, как в Даньшино начались преобразования, я наблюдаю положительные сдвиги. Те, кто уехал 10, 20, 30 лет назад начали приезжать на праздники в родные места. Чаще всего от их домов ничего не осталось, но они с ностальгией смотрят на родные места и радуются, что деревня ещё жива.

Есть ещё кое-что позитивное – в село на ПМЖ вернулись две семьи. Надеюсь, это только начало. Всё-таки объекты, что построены, требуют рабочих рук, нужно их обслуживать, вести хозяйство. Я стараюсь создавать комфортные рабочие условия и достойный заработок, чтобы люди не в Москву ехали за рублём, но оставались в Даньшино. 

Верю, что позитивные сдвиги в жизни села – это только начало, тем более, что центральная власть, наконец, взялась за развитие внутреннего туризма. У нас в Даньшино уже созданы все условия для такого отдыха. Людям сегодня очень хочется вырваться из пыльных городов, подышать свежим воздухом, попить парное молочко, отведать свежего хлеба и просто нагуляться, любуясь красотами родной природы. 

- Николай, я правильно поняла, вы в Даньшино живёте?

- Верно, ой как верно! В Даньшино я именно живу, хотя работаю в столице. С понедельника до четверга я в Москве, а в пятницу рано утром приезжаю и живу до понедельника в своей деревеньке. 

- Много туристов приезжает просто так, не на фестиваль?

- Довольно много. Приезжают и на мероприятия, и так, на экскурсию. Мы планируем культурную программу на год вперёд. Например, в 2022 году в январе мы отмечали день студента в Даньшино. К нам приезжали ребята из мордовского университета. 

Затем по весне мы праздновали Масленицу по-мордовски, со всеми атрибутами: блинами, столбом с петухом наверху, чучелом – всё как полагается. В июне проходит фестиваль «ДаншиноFest», а в августе показ мордовской моды.

В сентябре культурная программа продолжается, в одну из суббот к нам приезжали лучшие педагоги Пензенской области. Это мероприятие мы организовывали совместно с министерством просвещения и образования Пензенской области.

Ну и, конечно, у нас запланировано празднование Нового года по-мордовски 31 декабря. В деревне, где настоящий мороз, чистый скрипучий снег, пушистые сугробы и большая украшенная ёлка на главной площади села, новогодний праздник это особое волшебное время. У нас будут карнавал и танцы, а ровно в полночь – салют.

Весь год, получается, расписан. Помимо мероприятий, о которых я только что рассказал, к нам ежедневно приезжают школьники с экскурсиями. В среднем проводим по 1-2 в день. Детишки знакомятся с историей села, традициями мордовского народа. У нас прекрасный экскурсовод Людмила Михайловна Руднева, она напоминает мне Валентину Леонтьеву из передачи «В гостях у сказки». Помните, была такая передача по телевизору? Она так увлекает детей, что они не хотят уезжать от нас. Тем более, что мы предлагаем им познакомиться с обитателями нашего зверинца. Там и олени, и дикобразы, и зубры. Детишки остаются в полном восторге.

После экскурсии я устраиваю ребятам небольшой экзамен, прошу рассказать, кто основатель нашего села, почему на самом деле оно должно называться Доншино, каких животных они увидели в зверинце и как по-мордовски будет «Здравствуйте!»  

К нам приезжают не только дети, но и взрослые. У нас есть всё, чтобы дать им полноценный отдых а-ля лето/зима в деревне у бабушки:  и банька, и лесок, и речка, и домик бревенчатый для проживания. Зимой – лыжи и каток в распоряжении гостей, а летом – рыбалка и чистая речка для купания.

- Хотели бы вы оставить какое-то обращение к нашим читателям?

- Помните свои корни и любите родину своих родителей, которые подарили вам жизнь. Старайтесь всеми силами сохранить традиции своего народа и никогда не стесняйтесь того, кем уродились по национальности. Мы все огромная семья в нашей многонациональной стране, и только в единстве наша сила. 


По материалам сайта